Персональная история русскоязычного мира


Домой greg20111 abv boris Форум Архив форума Блог SQL-Базы DSO-базы Гено-базы Проекты Статьи Документы Книги Чат Письмо автору Система Orphus

Ли С. С. Антон Сорокин. [Омская] Женская гимназия. 2007 г.


4

Женская гимназия

1. Введение

Началом женского образования можно назвать середину XVIII века, когда был создан Смольный институт благородных девиц и появилось несколько пансионов для девушек. Устав 1786 года открыл доступ девочкам в малые и главные народные училища. Но учебных заведений было так мало, что женское образование по-прежнему оставалось преимущественно домашним. В начале XIX века стали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы. Но заметного изменения в состояние женского образования они не внесли.

В 20-40 годы число училищ, где могли обучаться девочки, немного увеличивается. Их открывали Министерство народного просвещения, Министерство государственных имуществ и другие ведомства. В XIX веке получают распространение и средние учебные заведения для женщин. Так, к началу 60-х годов XIX века относится возникновение первых женских гимназий в России. Самой первой женской гимназией можно считать открытую в 1857 году в Костроме помещиком Григорьевым на свои средства женскую гимназию для всех сословий. В 1858 году было утверждено положение о женских училищах Министерства народного просвещения.

И в том же 1858 году училища нового типа появились почти одновременно в Вологде, Твери, Рязани, Самаре, Чернигове, Смоленске, Туле и других городах. Им было присвоено название гимназий, так как их учебный курс мало чем отличался от мужских гимназий. К 1874 году уже было 189 женских гимназий с общим числом учащихся 25565 человек.

Рассмотрим, какова история появления женской гимназии в Омске.


5

2. Предыстория возникновения

В 1843 году коммерции советник Попов пожертвовал капитал для учреждения в Томске общественного банка с тем, чтобы из прибыли банка основать и содержать Сибирский, Мариинский (женский институт), но по ряду причин открытие института откладывалось. В 1860 г. было утверждено «Положение о женских училищах», в котором был предложен новый тип женских учебных заведений. В 1 пункте «Положения» оговаривалось, что женские училища могут учреждаться в городах, где только представится возможность обеспечить их существование посредством общественных или частных пожертвований. Так как прибылью Томского общественного банка невозможно было покрывать все расходы по содержанию женского института, генерал-губернатор Западной Сибири Г. Х. Гасфорд предложил учредить вместо института две женских гимназии в Томске и Омске, обосновывая это тем, что для их содержания вполне будет хватать сумм с прибыли Томского банка.

Проект учреждения женских гимназий был рассмотрен Сибирским комитетом и 21 апреля 1863 г. было решено «учредить на счёт доходов с капиталов Томского банка по одной женской гимназии в Томске и Омске, наименовав первую Мариинскою, а вторую - Поповых».

3. Открытие

1 августа 1863 года в Омске состоялось торжественное открытие женской гимназии, которая разместилась в здании бывшего женского училища второго разряда, по улице Думской. В августе 1870 года на сэкономленные от ежегодно перечисляемых сумм средства было выстроено первое собственное здание, рассчитанное на 120 учениц. Но учениц было уже 168. Кроме того, возникла необходимость открытия параллельных классов и 8-го педагогического класса. К концу 70-х годов 19 века стало ясно, что без постройки нового, более вместительного здания, рассчитанного на 500 - 600 учениц, не обойтись. Однако, для строительства такого здания требовалась сумма в 50 тысяч рублей, которой в распоряжении Попечительского Совета не было.

Основные хлопоты по сбору средств на постройку нового здания взяла на себя попечительница гимназии М. П. Цытович. Основные надежды


6

она возлагала на благотворительность. Омичи с пониманием отнеслись к идее строительства нового здания женской гимназии, и за небольшой срок сумма пожертвований составила 16 тысяч рублей. Существенную помощь оказала и Омская Городская Дума, ассигновавшая из городских сумм 6 тысяч рублей и безвозмездно передавшая для постройки здания одно из лучших мест в городе. Помимо этого, путём сокращения расходов по гимназии удалось сэкономить сумму в 5 тысяч рублей.

Собранной суммы всё же было недостаточно, но Попечительский Совет принимает решение о начале строительства, рассчитывая на помощь

Министерства народного просвещения. Главная надежда возлагалась на новые пожертвования. Денежные средства, и довольно крупные, продолжали поступать в течение всего срока строительства. Так, например, с вечера, устроенного начальницей гимназии М. Ф. Буланже, 25 декабря 1880 года, был получен денежный сбор в 1000 рублей.

В июле 1879 года архитектору Эдуарду Ивановичу Эзету было поручено строительство здания женской гимназии. Этот выбор был сделан не случайно. Именно под руководством Эзета началась застройка эспланады 1, где было отведено место для гимназии. Кроме того, Э. И. Эзет был горячим сторонником развития народного образования, стремившимся внести свой посильный вклад в это дело. Примечательно, что в 1886 году


1 Широкое открытое пространство перед крепостью. Чтобы затруднить нападение на крепость, пространство перед ней оставляли открытым, вырубая все деревья и запрещая строить дома. Из-за этого войска противника не могли приблизиться к крепости незамеченными. В настоящее время эспланадой называется просто широкое открытое пространство.


7

Эзет стал председателем Попечительского Совета женской гимназии.

30 августа 1879 года в торжественной обстановке генерал-губернатором М. В. Мещериновым и попечительницей гимназии М. П. Цытович была совершена закладка здания, в основание которого была заложена металлическая пластина с памятной надписью. Строительство велось быстрыми темпами. Э. И. Эзет, умело ведя дело, смог сэкономить гимназические средства. Вместо 50 000 рублей строительство обошлось в 42 270 рублей.

Ровно через 3 года, 30 августа 1882 года, женская гимназия обрела новое великолепное здание. Почти одновременно с возведением здания для гимназии, по инициативе генерал-губернатора Г. В. Мещеринова, была начата постройка здания для пансиона для гимназии.

4. Архитектура здания гимназии

Двухэтажное здание гимназии было построено из кирпича. Здание акцентировано двумя боковыми и центральными ризалитами 2. Боковые ризалиты украшены аттиком 3 с фронтонами 4 треугольной формы и пилястрами 5 дорического ордера 6. Центральный ризалит имеет аттик с тимпаном 7 и пилястры, заканчивающиеся подвеской. Центральный ризалит выделяется еще и окнами второго этажа арочной формы, а у его основания находится прямоугольная ниша с декоративным углублением. Остальные окна первого и второго этажей имеют наличник 8 и замковый камень 9. Разнообразие форм окон, завершение ризалитов, сложные пилястры


2 Выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Р., обычно симметричные по отношению к центральной оси здания, вносят разнообразие в пространственную организацию фасада и (в отличие от боковых корпусов) составляют единое целое с основной массой постройки.

3 Декоративная стенка над карнизом (выступающий элемент внутренней и внешней отделки помещений, зданий).

4 Завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

5 Плоский вертикальный, в плане прямоугольный, выступ стены.

6 Один из ордеров классической архитектуры. Лаконичный, мужественный, монументальный.

7 Внутреннее поле фронтона. Тимпаны часто украшаются рельефами, скульптурами или изображениями гербов.

8 Наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок.

9 - верхний центральный камень:

- завершающий свод или арку;

- представляющий собой клиновидный блок или кирпич;

- несколько выступающий из плоскости;

- часто - украшенный декоративным орнаментом или скульптурной обработкой.


8

придают зданию богато декорированный вид.

Площадь внутренних помещений была рассчитана так, чтобы иметь резервы для дальнейшего увеличения численности классов. При проектировании здания Э. И. Эзетом был предусмотрен большой актовый зал, впоследствии ставший любимым местом отдыха учениц на переменах, а в удобное время служивший местом проведения уроков гимнастики и танцев. Особые помещения были выделены под библиотеку, физический кабинет и комнату для приёма посетителей.

В новом здании гимназии было запланировано и сооружение церкви, но из-за нехватки денежных средств устройство её было отложено. Попечительница гимназии В. Д. Мещеринова вновь обратилась к общественности с просьбой о помощи. Первым на её призыв откликнулся томский купец Я. И. Петров, пожертвовавший 1500 рублей. Затем стали поступать другие денежные и вещевые пожертвования, среди которых следует выделить вклад омского купца Г. Д. Козьмина, пожертвовавшего всю церковную утварь и наперсные одеяния 10 . По рисунку Э. И. Эзета был изготовлен иконостас 11. К сентябрю 1884 года церковь была готова и вскоре освящена. Сначала она размещалась в общем здании гимназии, а в 1906 году была перенесена в пристроенный к зданию гимназии зал. Церковь имела один престол - в честь и память Введения в храм Пресвятой Девы Марии, получив название Введенской церкви.

В начале 1900-х годов в здание гимназии был проведён водопровод,


10 Одеяния духовенства.

11 Более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, преграда, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.


9

электрическое освещение, улучшена вентиляция, полы в коридорах покрыты линолеумом.

5. Обучение

В соответствии с правилами Министерства народного просвещения, в женской гимназии преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естественная история и физика, чистописание, рукоделие (обязательные предметы); немецкий, французский, латинский и греческий языки, рисование, педагогика (необязательные предметы). Кроме этих предметов, всех учениц обучали танцам, гимнастике. Продолжительность обучения в женской гимназии равнялась семи годам. В 1871 году был открыт специальный 8-й педагогический класс, в котором желающие могли приобрести право на звание домашних наставниц и учительниц. Становление и развитие 8-го педагогического класса было тесно связано с именем известного педагога, автора научных трудов и учебников по педагогике и методике преподавания русского языка Константина Васильевича Ельницкого.

К. В. Ельницкий родился 14 (26) июня 1846 года в семье титулярного советника, в Минской губернии. Обучался в привилегированном учебном заведении - Нежинском лицее. В 1872 году окончил двухгодичные педагогические курсы 2-ой Военной Петербургской гимназии и получил направление на работу преподавателем в Омскую военную гимназию. Одновременно ему было предложено организовать и вести практические занятия в педагогическом классе женской гимназии. Много сил и энергии Ельницкий отдал подготовке будущих педагогов. В статье, посвящённой юбилею педагогического класса, он писал: «Жизнь 8-го педагогического класса была и моею внутреннею, духовною, жизнью».

К. В. Ельницким в основу работы педагогического класса было положено изучение и освоение учащимися идей Я. А. Коменского и К. Д. Ушинского. «Ученицы читали их труды, писали по ним рефераты и сочинения, использовали разработанные ими принципы и методы обучения и воспитания в своей учебной практике и школах». Благодаря Константину Васильевичу Омск стал местом, где успешно развивались прогрессивные идеи выдающихся педагогов.


10

К. В. Ельницкий известен как автор научных трудов по педагогике, истории педагогики, методике преподавания русского языка и начального обучения. Его труд «Методика начального обучения» выдержал 33 издания. С 1880 года в большинстве женских гимназий педагогика изучалась по учебнику Ельницкого, в основу которого была положена программа по педагогике для специальных классов женских учебных заведений, разработанная К. Д. Ушинским. «Учебные пособия К. В. Ельницкого в течение длительного времени были почти единственными в женских гимназиях России, а его «Курс дидактики» 12 и «Методика начального обучения отечественному языку» служили настольными книгами для учителей начальной школы.

Благодаря активной деятельности Попечительского Совета гимназия владела одной из самых больших библиотек Омска, с хорошо подобранной литературой. В 1913 году в фондах библиотеки насчитывалось 6317 томов. Наиболее богатый был отдел по педагогике и философии. Кроме того, с 1884 года были организованы классные библиотеки для расширения круга чтения художественной литературы. Деньги для создания классных библиотек были собраны благодаря деятельности самих учениц и педагогов. Преподавателями были прочтены публичные лекции, после которых ученицами исполнялись вокальные и музыкальные пьесы, читались стихи. На средства, полученные с этих выступлений, были выписаны книги, которые были распределены по классам. Для учениц 8-го класса была устроена педагогическая библиотека. В 1914 году в ученической библиотеке насчитывалось 4678 томов. Впоследствии на базе библиотеки женской гимназии и других дореволюционных учреждений Омска была создана научно-справочная библиотека государственного архива Омской области.

6. Гимназия в послереволюционный период

Своё существование гимназия прекратила в годы гражданской войны. В 1922 оду в здании бывшей женской гимназии был размещён агропедтехникум, а в 1934 году - отделение совпартшколы. С началом Великой Отечественной войны лучшие помещения Омска были переоборудованы под эвакогоспиталь №1494.

12 Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.


11

Осенью 1941 года сюда был доставлен на лечение главный хирург Красной Армии, армейский врач 1-го ранга, академик Николай Нилович Бурденко. Принимая лечение сам, он активно участвовал в лечении раненых. В местных госпиталях Н. Н. Бурденко проводил научные исследования по отдельным проблемам военно-полевой хирургии. К периоду его пребывания в Омске относятся написанные им работы «Специализированная хирургическая помощь раненым», «Основные установки современного учения об огнестрельных ранениях артерий», «Опыт обследования ампутантов» и другие.

После Великой Отечественной войны в здании был размещён Дом политического просвещения обкома КПСС, а с 1973 - правление областной организации общества «Знание» и территориальное управление Главкомскснаба.

Заключение

Появление в нашей стране в последнее десятилетие различных типов средних учебных заведений, в том числе и женских гимназий, вызывает живой интерес к историческому прошлому данного образовательного учреждения. К сожалению, основная масса современных гимназий лишь внешними атрибутами напоминает свои исторические прототипы, не переняв из их педагогического опыта полезных для себя идей.

Женские гимназии за годы своего существования, с одной стороны, приобрели богатый опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, с другой — через своих выпускниц способствовали распространению просвещения, а, следовательно, повышению культурного уровня населения России.


12

Антон Сорокин

1. Введение

Удивительна, все-таки, судьба литературы и писателя в Сибири. При всех попытках писать красиво и «художественно», писатель и нутром, и пером чувствует такое сопротивление материала, что невольно становится реалистом-очеркистом, бытописателем-этнографом. Даже если дело доходит до «психологий» и «философий». И появляется ощущение, что «настоящей», «европейской» литературе в Сибири быть не суждено.

К началу ХХ в. литература Сибири стала заметным фактом историко-литературного процесса, положив начало такому литературоведческому понятию, как областная литература Сибири. Сибирь в XVIII-XIX вв. была одной из самых отсталых окраин России в культурном отношении. Это наложило соответствующий отпечаток на жанровую систему начинающей свое развитие сибирской литературы. На формирование жанровой традиции повлияло и устное творчество различных народов, населявших Сибирь, их верования и культы, и отсутствие литературной учебы писателей.

Писатели занимались поиском новых жанровых форм, способных передать атмосферу времени, места и одновременно быть доступными для осмысления местными читателями.

Одним из ярчайших и своеобразных писателей Омска был Антон Семёнович Сорокин.

2. Воспитание

Русский писатель, автор большого количества повестей и рассказов, большая часть которых при жизни автора осталась неопубликованной, родился в Омской области в городе Павлодар (ныне Казахстан) 29 июня 1884 года, в семье богатого купца-старовера. Желание учить детей заставило семью Сорокиных переехать в Омск в 1892 году, в город, с которым


13

будет связана вся дальнейшая судьба писателя. Здесь Сорокин поступил в мужскую гимназию, но был исключен из 6-го класса, как пишет он в своих воспоминаниях, «за принос в класс мышей для пугания нервных учителей и за незнание молитвы «Отче наш»».

С 1900 года учился в иконописной мастерской, занимался торговлей кожей и солью, а затем, отказавшись заниматься торговлей, порвал с родней и сменил немало профессий.

3. Публичная деятельность

Сорокин был известен своими демократическими взглядами, а при жизни получил славу чудака и скандалиста, об эксцентричных выходках которого ходили легенды. Кроме сочинительства, он увлекался также живописью, скульптурой и художественной фото- и стеклографией. Искренне приветствовал Сорокин Октябрьскую революцию 1917 года, после которой становится одной из ведущих фигур в литературной жизни Омска.

Его дом на Лермонтовской улице (ныне ул. Лермонтова, д. 28а) в 1918-1919 гг. становится литературно-художественным клубом, объединяющим местных и приезжих литераторов и живописцев. Писатель Всеволод Иванов вспоминал об этом: «Встречи писателей происходили обыкновенно у Антона Сорокина, который умел без изысканной любезности, без натянутости, а с мягкой проницательностью сближать людей искусства. Войдя к нему в комнату, вам хотелось читать красивые рассказы, слушать стихи, говорить о живописи».

В разные годы в этом доме бывали такие прозаики и поэты, как Ф. Березовский, В. Иванов, Л. Мартынов, И. Шухов, П. Васильев, К. Урманов. Н. Анов, П. Драверт и другие. Люди быстро привязывались к Антону Сорокину. Причем люди самого различного склада ума и художественных вкусов.

Антон Сорокин неоднократно устраивал публичные скандалы, искренне расположенному к нему Верховному правителю Колчаку. В это


14

время особенно проявилась экстравагантность писателя, не проходившая, однако, безнаказанно. Его неоднократно арестовывали, но признавали умалишенным и освобождали.

4. Творчество

Литературной деятельностью Антон Сорокин начал заниматься с 1900 года. В 1904 году его мелодрама «Золото» была принята к постановке театром Веры Федоровны Комиссаржевской, но снята цензурой с репертуара после генеральной репетиции. В 1906 году Сорокиным было написано произведение против войны «Хохот желтого дьявола», принесшее писателю широкую известность.

Много лет, вплоть до 1919 года, проработал счетоводом при Управлении Омской железной дороги, а в советское время являлся регистратором в пригородной больнице.

Поражаешься творческой и общественной деятельностью Антона Семеновича. В 20-е годы он активно включился в литературную жизнь Сибири, плодотворно работал во многих сибирских изданиях (“Искусство”, “Сибирские огни”, “Сибирь”, “Настоящее”). Состоял членом Омской организации работников науки, литературы и искусства. Являлся членом литературно-художественной секции при Сибирском отделении государственного издательства. Входил в Омское отделение Союза сибирских писателей, часто выступал на собраниях омских литераторов. Занимался живописью и, используя опыт футуристов, частенько устраивал выставки картин прямо на улицах города.

Слава Сорокина как чудака и скандалиста не была помехой для широкого признания его таланта, таланта самобытного прозаика. Не подменяла это признание и реклама “писательского короля”. Сам Антон Семенович признавался: “Мой дом построен на литературные заработки”.

Пропагандирующий свободу и экстравагантность, желая иметь признания при жизни, Сорокин активно занимался саморекламой. Так,


15

рисунок А. Сорокина

например, этот «делопроизводитель собственной славы» расклеил на одной из улиц Омска объявление следующего содержания: «Сегодня здесь пройдет Мозг Сибири, Кандидат Нобелевской премии, Король писателей Антон Сорокин. Он раздаст подарки». И хотя упомянутыми «подарками» являлись пуговицы, огрызки карандашей и своеобразные автопортреты с личной печатью (на ней значилось «Король Писателей Антон Сорокин»), этот человек отнюдь не был сумасшедшим и не страдал манией величия. Он просто хотел славы, которая пришла к нему только после его смерти спустя десятилетия, когда начали издаваться его произведения, а за его картинами охотятся музеи.

Не зря М. Горький после писал сибирскому литератору М. Никитину: «Вам, сибирякам, следовало бы собрать все, что написано об Антоне Сорокине, и собрание этих очерков издать. После того, как будет издана эта книга, можно приняться за издание работ самого Сорокина».

Главенствующей темой для писателя в литературе была власть золота над людьми. Кроме этого, Сорокин был известен как автор знаменитых памфлетов «33 скандала Колчаку», в которых героем является сам писатель, который, прибегая к эпатажу, ведет бескровную борьбу с диктатурой Временного Сибирского и колчаковского правительств. Хорошо зная жизнь и быт казахов, их язык, культуру и фольклор, Сорокин написал целую серию рассказов о малых народах («киргизская тема»). Вместе с тем, исследователи отмечали, что автор очень любил логику, логические построения которого нередко носят парадоксальный характер, а жена Валентина Михайловна писала: «Он считал, что самое главное для писателя - точно выразить свою мысль. А о красоте фразы не заботился».

При жизни прозаика отдельным изданием вышли такие книги, как «Золото: Стилизованная монодрама» (1912), «Смертельно раненные» (1912), «Стоны последние» (1914), «Тююн-Боот» (1919) и др. Он также является автором фантастической повести «Хохот Желтого Дьявола»,


16

направленной против войны, которую, со всеми ее ужасами предвидел писатель и проклял до того, как она началась. Экземпляры повести он разослал главам всех государств с просьбой поддержать его кандидатуру в Нобелевском комитете (он к тому же сам себя выдвинул на Нобелевскую премию!). Позже Сорокин вспоминал: «Мне ответил только сиамский Король. Он сообщил по-английски, что за неимением при его дворе переводчика с русского языка, он не смог ознакомиться с содержанием моей книги».

В глазах многих он был действительно “королем писателей”, правда, скандальным. Его ученик Л. Мартынов писал:

Вы знаете, что в Омске жил король,

Король писателей - Антон Сорокин,

И пламенно играл он эту роль,

И были помыслы его высоки.

Не случайно Сорокина называли «Александром Грином Сибири», писателем «редкой правдивости». Петр Драверт сказал о нем в некрологе: «Стушуются, наконец, как серые бесформенные тени, недоброжелатели покойного, но красочным пятном останется в сибирской литературе имя Антона Сорокина».

Но были высказывания и другого рода. Популярный тогда в Омске мифический Эраст Чайников - местная модификация Козьмы Пруткова - писал о Сорокине:

Летит дурная слава;

На ней Антон безумный -

На ней Антон безумный -

Корона набекрень.

Велико эпистолярное наследие Сорокина. Ему писали Лев Толстой, Антон Чехов, Иван Бунин, Федор Сологуб, Леонид Андреев. Комиссия по литературному наследию писателя после его смерти опубликовала информацию, где сообщалось, что она “подавлена обилием рукописей. Заявление А. Сорокина, что он написал 2000 рассказов, полностью подтвердилось”.


17

А. Сорокин был известен не только как писатель, но и как художник. Следует заметить, что Антон увлекался рисованием с малых лет. Больше того, он даже учился в мастерской художника-иконописца. И совершенно не случайно, что в 1917 году на выставке “Общества художников и любителей изящных искусств Степного края”, которая проходила в Омске, были представлены и графические работы Антона Семеновича.

В его наследии имеется также рассказ «Дети Земли», в котором автор сталкивает в полемическом диалоге Человека и Землю. Земля убеждает человека, что все, созданное им, - электричество, печатные машины, фотография и т.д., - все это имеется уже в природе, каждое человеческое изобретение имеет свои прототипы и аналогии в мире. Но Земля признает себя побежденной, когда Человек говорит о книгах, сосредоточивших в себе человеческую мысль. Именно мысль, по мнению А. Сорокина, возвышает человека над природой.

В знаменитых «Тридцати трех скандалах Колчаку» проявляется поиск автором новых жанровых и стилевых форм. Сквозным героем этих новелл о жизни сибирской интеллигенции в период правления Колчака является сам Антон Сорокин в образе обобщенного трагикомического типа одинокого интеллигента, умеющего под маской шута, прибегая к эпатажу, вести своеобразную «войну» с диктатурой сибирского правителя.

«Скандалы» были опубликованы журналом «Настоящее», утверждающим литературу факта: «Надо брать героя прямо из жизни, вместе с его именем, отчеством, фамилией, адресом и местом службы». В «Скандалах» все это было, но и на сей раз А. Сорокин остался верен себе, смешав воедино реальное с вымышленным, создав тот необходимый синтез правды и художественного вымысла, без которого нет литературы как искусства.

5. Эпатаж

Жизнь Антона Сорокина, действительно, была необычной, непохожей на жизнь других литераторов. Экстравагантность поведения Сорокина особенно ярко проявилась в период правления Колчака. Так, на одном из литературных вечеров Сорокин объявил себя диктатором над писателями. Присутствующие в зале, понимая, в кого он метит, встали и дружно закричали: «Да здравствует писательский диктатор!». Сорокин стал раз-


18

давать «денежные знаки шестой державы», нарисованные им самим. На купюрах значилось: «Король писателей Антон Сорокин. Директор банка Всеволод Иванов». Они были настолько похожи на только что появившиеся в Омске колчаковские деньги, что при разъезде с вечера принимались извозчиками за настоящие. Антон Сорокин самовольно выпустил «Газету для курящих», что тоже воспринялось как скандал. Все эти чудачества легко сходили Сорокину с рук, так как его дом был застрахован охранной грамотой, которую ему выдал за оригинальные графические рисунки японский посланник Танака.

В омской прессе о нем нередко отзывались как о шуте, графомане, бесцеремонном саморекламисте.

А. Сорокин всегда был страстным и непримиримым противником империалистической войны, обличителем власти денег. Об этом он скажет в таких произведениях, как “Таланты Сибири и золота” (1916), “О чем плакал Кинжетай” (1915). Не мог Сорокин принять колчаковский режим. Вместе с тем он был приверженцем гуманистических идей, отрицал всяческое насилие, с какой бы стороны оно не исходило. В своем “Завещании”, написанном 1 сентября 1919 года, он заявлял: “Я всегда был противником убийства, и во имя чего бы это убийство ни было произведено, я должен был быть противником и высказывать свое возмущение”. Но когда в Сибири начался белый террор, Сорокин все больше склоняется к мысли, что на насилие нужно отвечать насилием.

Говоря о Сорокине тех лет, следует отметить и его роль наставника литературной молодежи. Его советам многим обязаны Всеволод Иванов, Ф. Березовский, П. Драверт, Л. Мартынов и многие другие.

6. Певец казахской души

Верный друг казахов - именно так можно назвать писателя Антона Сорокина, уроженца Павлодарской области, чье литературное творчество раскрылось в Омске, где он в дальнейшем жил и работал, не раз бывая в Петропавловске и публикуя свои рассказы в местных газетах.

Свои детские и юношеские годы Антон Сорокин провел среди казахов и потому хорошо был знаком с их бытом, жизнью, традициями, знал хорошо казахский язык. Написал много рассказов, где нашла отражение


19

рисунок А. Сорокина

жизнь знакомой ему среды. Всего им написано около двух тысяч рассказов. Широкое признание получили рассказы, посвященные жизни народов и народностей Сибири, казахского народа. Многие его рассказы были опубликованы в переводе на страницах казахского журнала “Айкап”, выходившего в г. Троицке под редакцией Мухамеджана Сералина. Павлодарские казахи в благодарность преподнесли автору в подарок 50 коней и 1000 рублей золотом.

Вокруг имени Антона Сорокина рождались самые разные кривотолки, разгорались споры. Одни убежденно заявляли, что “Антон Сорокин отчаянный скандалист и саморекламист”. Другие говорили, что он “относится к “вымирающим” старым писателям Сибири и, как знающий старую инородческую Сибирь, является музейной редкостью, подлежащей охране”.

Известный русский писатель Всеволод Иванов, долгие годы друживший с

Антоном Сорокиным, писал:

“Это был очень своеобразный писатель и большинство редакторов не могли понять его творчество... Может быть, он был и прав, когда рекламировал себя. Возможно, что если бы время не было таким бурным, он бы утвердил свое имя в некоторых кругах художественной интеллигенции, которые поняли бы его чудачества, и его творческая жизнь пошла бы легче. Он писал превосходные рассказы о казахах и вообще о всех народностях Сибири, эксплуатацию которых он ненавидел...”

Сам Антон Сорокин в письме, хранящемся в Омском государственном архиве, отмечал: “Моя заслуга в том, что 25 лет работал я в Сибири и первый создал художественную литературу и показал русскому читателю душу казахского народа в таком же духе, как это сделал Джек Лондон с жителями Тихо-океанских островов”.

Редактор петропавловской газеты “Приишимье” (1913-1919) Леонид Степанович Ушаков пишет о том, что в одно время Антон Сорокин


20

был представлен на Нобелевскую премию, но его кандидатура из-за его сатирических рассказов против правительства не прошла. Многие газеты отказывались его печатать. А вот сам Л.С. Ушаков 8 февраля 1915 г. опубликовал его рассказ “Плачут цветы земли”.

А.С. Сорокин дружил со многими казахскими писателями, в том числе лидером казахской интеллигенции, руководителем партии “Алаш” и правительства “Алаш Орды”, видным ученым и публицистом Алиханом Букейхановым. И в знак многолетней дружбы посвятил ему один из своих рассказав. В личном фонде А.С. Сорокина, хранящемся в Омском государственном архиве, имеется рукопись неоконченного рассказа “Черный беркут степной”. Есть предположение, что он посвящен Алихану Букееву.

Как утверждает профессор Турсунбек Какишев, во время своей учебы в Омской учительской семинарии студент Сакен Сейфуллин входил в организованный писателем-революционером Феоктистом Березовским кружок пролетарских писателей, который посещали Антон Сорокин, Николай Феоктистов, Александр Оленич-Гнатенко и другие сибирские писатели.

В своей книге “Сакен Сейфуллин”, вышедшей в Московском издательстве “Молодая гвардия” в серии “ЖЗЛ” в 1972 г., Т. Какишев приводит один эпизод, показывающий Антона Сорокина как ценителя и защитника казахской литературы и искусства. Как известно, Сакен Сейфуллин, будучи студентом Омской учительской семинарии, был одним из организаторов и руководителей кружка казахской студенческой молодежи “Бирлик” (“Единение”). В период весенних каникул 1915 г. бирликцы вместе со своими единомышленниками организовали “Сибирский вечер” в самом большом театре Омска. Зал, рассчитанный на 1000 человек, был переполнен. В переднем ряду сидели члены Западно-Сибирского отделения русского географического общества во главе с Г.Н. Потаниным. Среди них преподаватели учительской семинарии А.Н. Сидельников, А.И. Покровский и др. Хорошо прошла украинская часть концерта. Дошла очередь до казахов. Открылся занавес. На сцене стояла казахская юрта. В ней сидели домристы и певцы. Сакен по-русски пояснил, что начинается представление, подготовленное казахской молодежью, и подчеркнул, что свой концерт они построили так, чтобы полнее показать этнографическую сторону национального искусства. Пояснил содержание исполняемых песен.


21

рисунок А. Сорокина

Когда на сцену вышел аксакал в таймаке (большая зимняя шапка), с домброй, многие зааплодировали. Казалось, выступление казахов пройдет неплохо. Но не все шло гладко. После окончания выступления русских и украинцев многие зрители, не знающие казахского языка, стали покидать зал. Поднялся шум. Сакен понимал, что зрители уходят не потому, что хотят продемонстрировать свое пренебрежение к казахской культуре, а просто им не хочется сидеть в зале, ничего не понимая, и все же на душе у него остался нехороший осадок.

Такое же чувство, оказывается, было и у Антона Сорокина, сидевшего в зале до конца концерта. На следующий день писатель выступил в местной газете со статьей “Не пойте песен своих”. В ней он упрекал зрителей в том, что “они обидели старого певца, привыкшего у себя в степи к тому, что слушатели внимают каждому его слову. Он вышел и начал петь монотонную песню, аккомпанируя себе на домбре. Звучная в юрте, здесь, в театре, домбра звучала тихо и хрипло, как будто большой зал поглощал всю силу и чистоту ее звука.

... Старика, аксакала, знаменитого игрока на домбре, обидели. Чего смешного? И песня старая: двести лет одно поколение за другим слушали эту песню. Эта песня - душа Алаша, а вы чему смеетесь, неразумные...” О верности другу Антона Сорокина свидетельствуют его действия в тот момент, когда Сакен Сейфуллин попал в беду. После побега из Омской тюрьмы в 1918 г. контрразведка Верховного правителя объявила розыск казахского поэта. Антон Сорокин, чтобы спасти Сакена от верной смерти, решил усыпить ее бдительность. С этой целью он устроил у себя на квартире очередные литературные чтения, зная, что туда придут и агенты контрразведки. Собрались писатели Всеволод Иванов, Феоктист Березовский,


22

Кондратий Урманов, Георгий Маслов и др. Пришел и предатель-шпик капитан Глеб Ребров (о том, что он служит в контрразведке, А. Сорокин знал). Открывая очередное занятие литературных чтений, писатель сказал: “Сегодняшний вечер устраивается в честь погибшего недавно в казахских степях поэта Сакена Сейфуллина”.

Нужно сказать, что Антон Сорокин не боялся властей, так как имел сильную поддержку со стороны полномочного представителя Японии генерала Танака. Официально писатель работал счетоводом в управлении Омской железной дороги.

Казахстанский писатель Николай Анов в своей книге “На литературных перекрестках. Воспоминания”, изданной в издательстве “Жазушы” в г. Алма-Ате, 1979 г., отмечает: “Весь 1919 г. мне пришлось провести в Омске. С чувством благодарности я вспоминаю помощь, оказанную мне Сорокиным в те дни, когда я находился на нелегальном положении. Гостеприимный дом Антона Сорокина был застрахован от внезапных обысков непонятным покровительством японского дипломата генерала Танака и либерально настроенного полковника, работавшего в Осводверхе”.

7. Место А. Сорокина в сибирской литературе

Антон Сорокин всю свою творческую жизнь вел благородную борьбу против царской колонизаторской политики в Сибири. Он как писатель выступал в защиту тех, кого великодержавные шовинисты презрительно именовали общей кличкой - инородцы - казахов, тунгусов, якутов, бурят. Казахской теме он посвятил лучшие страницы своих литературных трудов. Писатель сумел проникнуть в духовный мир казахского народа, оценить его поэзию, музыку, понять нравственный уклад жизни, его беды и радости...

Имя Антона Сорокина нельзя вычеркнуть из сибирской литературы, нельзя вычеркнуть также из казахстанской. Он писал о казахах до революции и после нее. Почти половина его рассказов посвящена казахской тематике.

К сожалению, произведения писателя до сих пор не собраны и не переизданы.

Думается, что А. Сорокин забыт совершенно незаслуженно. Он действительно был чудаковат, но именно этим привлекал сердца. Сам писатель


23

считал, что художник слова “должен быть эксцентричным”. И это чудачество, во многом мешавшее Сорокину при жизни, долго преследовало писателя и после смерти. Но все же Антон Сорокин - это гордость Сибири. Всю свою жизнь он боролся за право быть свободным и оригинальным. Слава пришла к нему при жизни и продолжает жить сейчас. Закончить очерк о Сорокине хотелось бы стихами омского поэта М. Бородкина:

Нет, не проходят его строки,

Не отбыл он в небытие,

Антон Семенович Сорокин -

Он снова как на острие.

Была худая оболочка,

Он свой короткий отжил век,

Бунтарь великий, одиночка,

Добрейший омский человек.

Итог

Имя Сорокина - писателя весьма противоречивого и эксцентричного, при его жизни было окружено ореолом сенсаций и скандалов, десятками анекдотов, репутацией рекламиста и графомана. На самом деле «король сибирских писателей», как он сам себя называл, был очень скромным человеком. В 1928 году в связи с обострением его давней болезни (туберкулез легких), жена повезла А. Сорокина в Ялту. Там больного не приняли, и на обратном пути, в Москве его поместили в больницу, где он скончался. Писатель Антон Сорокин был похоронен на Ваганьковском кладбище двумя его давними знакомыми - писателями Феоктистом Березовским и Всеволодом Ивановым.

Антон Семенович Сорокин хотел признания при жизни - и видел путь к этому в саморекламе, но получил лишь славу чудака и скандалиста. После его смерти в кованом сундуке в его доме обнаружили более 2000 рукописей - повести, рассказы, пьесы... И большое количество картин и рисунков. Это и были сокровища омского Короля. Сейчас, спустя десятки лет, его произведения издаются, вышло множество книг и воспоминаний


24

об Антоне Сорокине, а художественные музеи от Хабаровска до Екатеринбурга охотятся за его рисунками... Признание пришло, “хоть и ошибся в сроке он - памфлетист, художник и Король писательский - Антон Сорокин” (Л. Мартынов).


25

Библиографический список

  1. 1. Пугачева Н. М. Сорокин Антон Семенович (1884-1928) // Вибе П. П., Пугачева Н. М., Михеев А. П. Омский историко-краеведческий словарь. - М., 1994. - С. 254-255: портр.
  2. 2. Петров И. Ф. По следам известного мистификатора и озорника // Новое обозрение - Версия [Омск]. - 2002. - 20-26 февр. (№ 7). - С. 14: ил.
  3. 3. Е. И. Беленький. Антон Сорокин // Е. И. Беленький. Писатели моей земли. - Новосибирск, 1967 - с.141-167.
  4. 4. Е. Беленький. Антивоенная повесть Антона Сорокина // Литературное наследство Сибири. Т.3. - Новосибирск, 1974 - с.240-245.
  5. 5. Составитель и научный редактор Вибе П.П. Памятники истории и культуры города Омска - Омск, 1992.

Ли С. С. Антон Сорокин. [Омская] Женская гимназия. 2007 г.
© С.С. Ли 2007
© сетевая версия - Борис Алексеев 2014


Домой greg20111 abv boris Форум Архив форума Блог SQL-Базы DSO-базы Гено-базы Проекты Статьи Документы Книги Чат Письмо автору Система Orphus

СчетчикиПомощь / Donate
Рейтинг@Mail.ru


R221761093948
Z842053966555


PayPal


Комментарии приветствуются webmaster@personalhistory.ru.
© 2014 Борис Алексеев. Использование, иное, чем для персональных образовательных целей, требует согласования.
Последнее изменение 06.09.2014 9:22:53