Персональная история русскоязычного мира


Домой Форум Архив форума Блог SQL-Базы DSO-базы Гено-базы Проекты Статьи Документы Книги Чат Письмо автору Система Orphus

Десятилѣтіе гимназіи Н. С. Шавердовой 1895-1905 г.

Астрахань. Типографія П. С. Цейхенштейна. 1905.


— 3 —

14 сентября 1905 года гимназія Н. С. Шавердовой скромно праздновала первое десятилѣтіе своего существованія и вмѣстѣ съ тѣмъ тридцатипятилѣтіе педагогической дѣятельности своей основательницы. Въ этотъ день съ 12 ч. въ помѣщеніе гимназіи (въ д. Багирова на Московской улицѣ), начали собираться учащіеся, ихъ родители и родственники, бывшія ученицы гимназіи, преподавательскій персоналъ, члены попечительнаго совѣта гимназіи, директора и преподаватели другихъ учебн. заведеній, нѣкоторые гласные городской думы и многіе граждане г. Астрахани, сочувствующіе дѣлу народнаго просвѣщенія. Къ 1 ч. дня въ гимназію прибылъ г, начальникъ губерніи ген.-маіоръ Б. Л. Гронбчевскій съ супругою.

Празднованіе началось благодарственнымъ молебномъ, предъ началомъ котораго законоучитель гимназіи священникъ Гостинно-Николаевской церкви о. Василій Лебединскій сказалъ слѣдующее слово:

«Воспоминаемый нынѣ животворящій Крестъ Господень, символъ искупленія всего рода человѣческаго, указываетъ на тотъ тернистый путь, какимъ ради нашего спасенія, шелъ Господь отъ позора къ славѣ, отъ скорби крестныхъ мученій къ радости Воскресенія и обновленія всего грѣшнаго міра. Такъ и всегда великое и святое дѣло идетъ тернистымъ путемъ скорбей, зависти и злобы человѣческой. Необходима трудная и упорная работа, чтобы побѣдить эту мірскую злобу и власть тьмы. И блаженъ тотъ, кто устоитъ въ этой борьбѣ и выйдетъ изъ нея побѣдителемъ и насадителемъ въ сердцахъ людей добра и знанія.

«Сегодня у насъ школьный праздникъ именно этой побѣды свѣта знанія надъ тьмою невѣжества, святого дѣла надъ завистью людской. Сколько горькихъ мытарствъ и трудныхъ препятствій претерпѣло наше училище, чтобы достигнуть своего настоящаго благополучія и благосостоянія!


— 4 —

«Десять лѣтъ тому назадъ въ маломъ помѣщеніи открылось такъ необходимое для нашего города Шавердовское женское училище 1-го разряда. Открылось съ несомнѣнною надеждою на помощь Божію и съ крѣпкой вѣрою во благое и святое дѣло. Успѣхъ былъ полный, сверхъ ожиданія. Спустя немного времени пришлось искать — и было пріискано болѣе помѣстительное зданіе. Двери училища широко открылись для жаждущихъ свѣта и знанія. Общее сочувствіе ободряло дѣятелей. Начальство и городское управленіе было на сторонѣ молодого разсадника просвѣщенія. Но явились и завистники успѣху добраго начинанія. Противъ безукоризненно поставленнаго учебнаго и воспитательнаго дѣла нечего было сказать. Стали говорить, что дѣти никакихъ правъ не имѣютъ и никогда не получатъ. Родители смутились. Начальство скорбѣло. Но да будетъ воля Божія! сказало скорбное, вѣрующее сердце. И благая воля Божія совершилась. Послѣ долгихъ хлопотъ и усиленныхъ просьбъ, по ходатайству просвѣщенныхъ и добрыхъ людей, права были получены, къ великой радости родителей. Количество дѣтей умножилось и дѣти перешли въ настоящее просторное, удобное, красивое зданіе для новой гимназіи, перешли обновленными и вполнѣ успокоенными.

«Да не смущается сердце Ваше, наша добрая начальница и главная виновница настоящаго торжества, Надежда Степановна! Вѣрьте, что Вы вполнѣ заслуженно пожинаете плоды Вашихъ неустанныхъ трудовъ. Ваши десятилѣтніе педагогическіе труды прошли съ полнымъ успѣхомъ и пользою для правильнаго образованія и воспитанія дѣтей. Вѣрьте, что мы, сослуживцы Ваши, гордимся, находясь подъ Вашимъ умѣлымъ и сердечнымъ управленіемъ. Всѣ знаютъ, что только благодаря Вашему доброму сердцу и необыкновенной энергіи ваша гимназія обязана тѣмъ процвѣтаніемъ, какого она достигла въ короткое время. Знаемъ Ваши сверхчеловѣческіе труды и заботы и безсонныя ночи, по любви къ "малымъ симъ“. Не даромъ Ваши ученицы забѣгаютъ сюда и по окончаніи курса, чтобы только уви-


— 5 —

дѣть Васъ, услышать знакомую рѣчь и Ваше ласковое слово. Знаемъ, что Вы тернистымъ путемъ шли, побѣждая тьму невѣжества и зависть недоброжелателей. Да будетъ воля Божія! это — постоянныя молитвенныя слова Ваши. Господь слышитъ молитву надѣющихся на Него. Услышалъ и вашу. Благословилъ вашихъ питомицъ и вознаградилъ Васъ за тяжелые труды и скорби радостью благодаренія отъ родителей, дѣтей и всѣхъ насъ Пророкъ Давидъ сказалъ: „если не Господь созиждетъ дома, напрасно трудятся строющіе его“. Вы, Надежда Степановна, не напрасно полагали всѣ свои силы ума, сердца и здоровья во святое и великое дѣло образованія и воспитанія дѣтей въ духѣ истинно-христіанскомъ; и это дѣло подъ Вашимъ материнскимъ управленіемъ шло и идетъ успѣшно и съ пользою. Объ этомъ говоритъ множество дѣтей, которыхъ родители смѣло отдали подъ Вашъ падежный призоръ. Молимъ Господа, да благословитъ онъ впредь Ваши святые труды, да сохранитъ Ваше любимое дѣтище — гимназію и Ваше дорогое для всѣхъ здоровье на многія лѣта!".

По окончаніи молебна преподавателемъ педагогики И. П. Ильинскимъ былъ прочитанъ слѣдующій очеркъ жизни гимназіи за первые десять лѣтъ:

«Ваше Превосходительство, Милостивые Государыни и Государи»!

«Учебное заведеніе, гостепріимно собравшее насъ въ своихъ стѣнахъ, справляетъ сегодня двойной праздникъ: 1) дѣсятилѣтіе своего существованія и 2) тридцатипятилѣтіе ревностной службы на педагогическомъ поприщѣ своей начальницы и основательницы Н. С Шавердовой. Эти два факта являются не частнымъ школьнымъ торжествомъ, но имѣютъ серьезное общественное значеніе и тѣмъ даютъ законный поводъ представить Вашему вниманію краткій обзоръ главныхъ моментовъ жизни названнаго учебнаго заведенія за минувшіе 10 лѣтъ его первоначальнаго роста и совершенствованія.

«Гимназія Н. С. Шавердовой, состоящая теперь изъ приготовительнаго, семи нормальныхъ классовъ и VIII педа-


— 6 —

гогическаго, съ 430 ученицами, начала свое существованіе въ видѣ Частнаго Женскаго Учебнаго Заведенія I разряда въ составѣ приготовительнаго и двухъ младшихъ классовъ, при 75-ти ученицахъ. Это было ровно 10 лѣтъ тому назадъ. Нашъ многолюдный и малокультурный городъ, и теперь еще слишкомъ недостаточно обезпеченный необходимыми ему просвѣтительными учрежденіями, испытывалъ особенно острую потребность въ женской гимназіи. Единственное тогда въ городѣ всесословное Женское Учебное Заведеніе — наша Маріинская Гимназія — при своемъ почти двойномъ составѣ классовъ, было крайне переполнено и ежегодно отказывало въ пріемѣ свыше 50-ти ученицамъ. Можно безъ преувеличенія сказать, что изъ трехъ дѣтей, приведенныхъ родителями къ экзамену, двое уходили непринятыми не вслѣдствіе плохихъ отмѣтокъ, а за неимѣніемъ мѣстъ, Общество Астраханское было стѣснено въ одной изъ самыхъ жизненныхъ потребностей — женскаго образованія, а извѣстно, что «образовать дѣвочекъ — значитъ создать элементарную школу въ каждой будущей семьѣ". Годъ за годомъ нужда все росла. Все въ большомъ числѣ дѣти оставались на улицѣ, передъ закрытыми дверями школы или вовсе лишенныя законнѣйшаго изъ правъ человѣческихъ — права учиться, или вынужденныя добиваться его окольными, не для всѣхъ удобными и доступными путями. И вотъ — въ то время, какъ родители горько сѣтовали на судьбу и искали, куда идти за просвѣщеньемъ для своихъ дѣтей, гдѣ найти человѣка, который помогъ бы духовно обездоленному молодому поколѣнію,— помощь эта пришла во-время въ лицѣ нынѣ чествуемой нами Надежды Степановны. Сама коренная астраханка, за 25 лѣтъ службы классной наставницей въ Маріинской Гимназіи воспитавшая много поколѣній молодежи, долгимъ опытомъ и знаніемъ жизни убѣжденная сторонница женскаго образованія, Н. С. понимала, сколько горя заключается для родителей въ этихъ двухъ легко выговариваемыхъ, но тяжкихъ словахъ: "нѣтъ вакансій" и не могла равнодушно относиться къ ихъ безвыходному положенію. Многіе изъ родителей, зная ея преды-


— 7 —

дущую дѣятельность, обращались къ ней съ просьбой принять ихъ дочерей для обученія. Рѣшивъ притти имъ на помощь, Н. С. въ январѣ 1895 года обратилась къ г. Попечителю Казанскаго Учебнаго округа съ обстоятельно мотивированной просьбой о разрѣшеніи открыть въ Астрахани частную женскую гимназію съ программой Министерства Народнаго Просвѣщенія. 4-го сентября того же года на это послѣдовало разрѣшеніе Попечителя Округа, 10-го начались пріемные экзамены, а 14 сентября было совершено молебствіе предъ началомъ ученія — и тѣмъ самымъ школа оффиціально открылась. Это былъ въ Астрахани первый опытъ такого рода учебнаго заведенія, устраиваемаго по личной иниціативѣ. Частное лицо, четверть вѣка съ честью и пользой поработавшее на тяжеломъ педагогическомъ поприщѣ, находитъ въ себѣ столько силъ и любви къ дѣлу, что вмѣсто заслуженнаго отдыха, беретъ на плечи новое, болѣе отвѣтственное дѣло — создаетъ свою гимназію, чувствуя готовность работать на пользу юношества.— Какъ и слѣдовало ожидать, всѣ, кому дороги интересы родного просвѣщенія, горячо встрѣтили благое начинаніе и по мѣрѣ силъ содѣйствовали его успѣху. Бывшій тогда начальникъ Астрах. губерніи ген.-маіоръ Н. Н. Тевяшовъ, оставившій по себѣ добрую память въ городѣ, какъ убѣжденный и энергичный дѣятель благотворительности, личнымъ ходатайствомъ предъ Попечителемъ Казанскаго округа ускорилъ разрѣшеніе на открытіе гимназіи. Мѣстная печать горячо привѣтствовала новое учебное заведеніе, какъ давно съ нетерпѣніемъ жданное, и выражала справедливую увѣренность въ его успѣхѣ. Родители охотно повели дѣтей во вновь открытую школу, полные довѣрія къ ея учредительницѣ. Сочувствіе широкихъ круговъ общества проявилось и совсѣмъ неожиданнымъ для Н. С. образомъ. Два незнакомыхъ съ нею лица прислали ей посильную денежную лепту на ея дѣло. Имена этихъ людей, съ добрымъ сердцемъ и свѣтлыми взглядами, не должны быть забытыми въ исторій гимназіи. Это — Ив. Як. Калиховъ, приславшій 400 р., и Платонъ Ив. Силовъ, приславшій 50 р.


— 8 —

Несомнѣнно, ими руководило только сочувствіе къ полезному начинанію, пониманіе его важности, и надо сказать, что помощь ихъ была далеко не лишней. Устройство гимназіи сопряжено было съ большими расходами на первоначальную организацію: наемъ, устройство и приспособленіе помѣщенія, плата преподавателямъ за уроки и др. расходы составили общую цифру 4930 р. Такъ какъ цѣлью учредительницы было, прежде всего, дать населенію города доступную ему женскую среднюю школу, то плата за право ученія назначена была умѣренная — 40 р. въ годъ безъ новыхъ языковъ — которые въ министерскихъ женскихъ гимназіяхъ относятся къ предметамъ необязательнымъ — и по 10 р. за обученіе каждому новому языку. Общая сумма такихъ поступленій, вмѣстѣ съ выше названными пожертвованіями, составила въ первый годъ 3430 р. Чтобы покрыть расходы, недоставало крупной суммы — 1500 р. Гдѣ было взять ее? Въ этомъ-то случаѣ пришло на помощь, со своей всегдашней отзывостью на нужды просвѣщенія, наше Городское Общественное Управленіе, которому астраханскія учебныя заведенія вообще многимъ обязаны. 11 октября 1895 года Н. С. обратилась въ Думу съ ходатайствомъ о субсидіи. Представляя при этомъ подробную вѣдомость о приходѣ и расходѣ денежныхъ суммъ, она выразила намѣреніе въ дальнѣйшей организаціи своего дѣла сообразоваться съ видами и желаніями Городского Управленія, принимать извѣстный % безплатныхъ ученицъ изъ дѣтей малоимущихъ гражданъ, по указанію Управы, и просила назначить особаго представителя отъ города для наблюденія за ходомъ учебнаго дѣла въ ея гимназіи. Городская дума, вполнѣ цѣня важность начатаго Н. С. дѣла, въ засѣданіи 10 ноября того же года постановила выдать ей единовременное пособіе въ размѣрѣ 1500 р., а уполномоченнымъ отъ города для наблюденія выбрала гласнаго И. К. Петрова. Такое дѣятельное участіе Думы положило начало живой, тѣсной связи гимназіи съ нашимъ Общественнымъ Управленіемъ. Связь эта, поддерживая взаимные интересы города и гимназіи,


— 9 —

продолжается до сего времени и проявилась еще въ иномъ видѣ, въ одинъ изъ трудныхъ моментовъ жизни гимназіи, что мы и увидимъ въ дальнѣйшемъ. Въ первые четыре года Дума назначала по 1500 р. ежегодно на пособіе гимназіи; съ 1899 г. въ продолженіе слѣдующихъ четырехъ лѣтъ, въ виду расширенія гимназіи — по 2200 р. ежегодно; а съ 1903 г., когда учебное заведеніе получило права министерскихъ гимназій, пособіе было увеличено до 4000 р. въ годъ. Всего за десять лѣтъ городомъ было израсходовано на гимназію 22800 р., которые были существенно необходимы для дѣла и не составляли излишка въ бюджетѣ гимназіи. Что это такъ, достаточно сказать, что за первые шесть лѣтъ, когда гимназія формировалась и усиленно развивала свою дѣятельность, общая сумма прихода составила 53110 р., а расхода — 54088 р. Значитъ за эти шесть лѣтъ гимназія не только не сдѣлала никакихъ сбереженій, но свела счетъ съ дефицитомъ въ 970 р., покрытымъ изъ личныхъ средствъ учредительницы. Опираясь на приведенныя цифры, можно положительно утверждать, что безъ субсидіи бюджетъ гимназіи въ эти годы сводился бы еще съ большимъ дефицитомъ, и учебное заведеніе, лишенное поддержки въ важные годы своего созиданія, не окрѣпнувъ, зачахло бы, не имѣя силъ для дальнѣйшаго роста.— Поддерживая гимназію матеріально, городъ сохранялъ съ нею связь и въ лицѣ своихъ представителей, которыхъ за истекшіе 10 лѣтъ смѣнилось четыре. Въ настоящее время таковымъ, по избранію Думы, состоитъ Д. Н. Сергѣевъ, присутствовавшій, между прочимъ, минувшей весной на выпускныхъ экзаменахъ ученицъ VII кл. Число безплатныхъ ученицъ, принятыхъ въ гимназію по указанію Управы, бывало отъ 2 до 5 человѣкъ въ годъ. Такимъ образомъ одно доброе дѣло естественно повлекло за собой другое, отвѣтное, которое только сильнѣе сблизило гимназію съ мѣстнымъ населеніемъ и помогло ей заплатить свой долгъ передъ обществомъ. И самый составъ учащихся свидѣтельствуетъ о такомъ сближеніи: преобладающее количество дѣтей принадлежитъ къ городскимъ


— 10 —

сословіямъ: въ первый годъ ихъ было изъ 80-ти 54: въ настоящее время изъ 430 — 220, т. е. 51% всего числа ученицъ.

«Какъ всякое учрежденіе, возникающее своевременно и сумѣвшее съ первыхъ своихъ шаговъ удовлетворить потребности, его вызвавшей, гимназія быстро и правильно пошла по пути развитія. Въ учебный курсъ ея прежде всего вошли предметы, предписываемые программами женскихъ министерскихъ гимназій, а въ нихъ, какъ извѣстно, главное мѣсто отведено русскому языку и физико-математическимъ наукамъ, включая сюда и естествознаніе. Эти науки и стали центромъ всего курса. Распредѣленіе предметовъ по классамъ въ общемъ также согласовано съ министерской программой. Но по принципу «школа для дѣтей, а не дѣти для школы» признано было необходимымъ допустить извѣстныя отступленія. Такъ, 1) преподаваніе географіи начиналось не въ I, а во II кл., въ виду слабаго развитія поступающихъ дѣвочекъ неинтеллигентныхъ семей, коихъ большинство; взамѣнъ этого усилено преподаваніе русскаго яз. въ I кл.; 2) въ VI кл было введено преподаваніе логики и элементарной психологіи, какъ дополненіе къ курсу словесности, но въ рамкахъ шире министерскихъ программъ; 3) въ VI и VII кл. введена гигіена съ физіологіей для сообщенія ученицамъ необходимыхъ въ жизни медицинскихъ свѣдѣній, 4) съ 1897 до 1901 г. существовало преподаваніе армянскаго языка для желающихъ, въ 4-хъ младшихъ классахъ; 5) въ 1903 г. для лицъ, готовящихся къ поступленію въ медицинскій институтъ, введено преподаваніе латинскаго яз.— Всѣ вопросы учебно-воспитательнаго характера обсуждались и рѣшались педагогическимъ совѣтомъ. Обычнымъ порядкомъ совѣтъ въ началѣ каждаго учебнаго года разсматривалъ программы, темы и методическія записки преподавателей по каждому предмету, обсуждалъ успѣхи и поведеніе ученицъ, пріемъ и увольненіе.— Внѣшній ростъ гимназіи шелъ впередъ неуклонно и послѣдовательно. Ежегодно въ ней открывалось по одному дальнѣйшему классу. Приливъ новыхъ воспитанницъ не оскудѣваетъ


— 11 —

и даже увеличивается — отъ 54 до 66 чел. ежегодно, а это можетъ свидѣтельствовать о неослабномъ довѣріи общества къ учебному заведенію. Общее число ученицъ такъ быстро увеличивается, что уже на второмъ году существованія первое помѣщеніе (въ домѣ Мадатова) оказалось недостаточнымъ и гимназія переселилась въ болѣе просторное, хотя тоже мало приспособленное — въ домѣ Фадѣева на Облупинской площади. Осенью 1900 г. въ порядкѣ постепенности былъ открытъ VII классъ, и тѣмъ самымъ Учебное Заведеніе достигло нормальнаго состава женскихъ гимназій Мин. Нар. Просвѣщенія. Постановка учебнаго дѣла къ этому времени достаточно выяснилась и дала замѣтные результаты. Средняя годовая успѣшность ученицъ по всѣмъ предметамъ не падаетъ ниже 3,8 (по пятибальной системѣ), т. е. стоитъ выше, чѣмъ удовлетворительно. Процентъ успѣвающихъ за годъ не понижается ни разу ниже 77%. Помимо доброй репутаціи въ глазахъ общества, и учебное начальство, и представители высшей мѣстной администраціи, посѣщавшіе гимназію, не только не находили въ ней никакихъ крупныхъ недочетовъ, но отзывались съ одобреніемъ и похвалою какъ объ отдѣльныхъ урокахъ, такъ и относительно общаго характера ея работы. Въ апрѣлѣ 1897 года гимназію, въ то время состоявшую всего изъ 4-хъ младшихъ классовъ, посѣтилъ для ревизіи Попечитель Казанскаго Учебнаго Округа В. А. Поповъ и по обзорѣ учебно-воспитательной и хозяйственной частей, нашелъ все въ порядкѣ, выразившись такъ: «фундаментъ заложенъ прочно; остается пожелать, чтобы все зданіе вышло крѣпкимъ». Черезъ два года гимназію ревизовалъ Попечитель Каз. Уч. Окр. М. М. Алексѣенко и могъ съ удовольствіемъ засвидѣтельствовать, что «зданіе выведено крѣпко». Его Превосходительство удѣлилъ особенное вниманіе постановкѣ русскаго яз. въ старшихъ классахъ и, основательно провѣривъ знанія ученицъ, вынесъ, по его собственнымъ словамъ, прекрасное впечатлѣніе и далъ самый благопріятный отзывъ о гимназіи въ Министерство. Для всѣхъ, интересующихся дѣломъ, было ясно, что Учебное Заведеніе стоитъ на


— 12 —

правильномъ пути, работаетъ ревностно и плодотворно и ничего, кромѣ одобренія и поощренія, не заслуживаетъ. Однако, не смотря на общепризнанный успѣшный ходъ дѣла, гимназія должна была пережить не одно испытаніе на пути своего развитія и только благодаря своей жизнеспособности не потеряла значенія. Въ маѣ 1901 года предстоялъ первый выпускъ ученицъ гимназіи. Надо было подумать о выпускныхъ экзаменахъ — вопросъ, тѣсно связанный съ дальнѣйшей судьбой воспитанницъ, изъ которыхъ однѣ имѣли намѣреніе поступить въ высшія учебныя заведенія, другія — приложить свои знанія въ подходящей для нихъ практикѣ. Говоря короче, надо было подумать о правахъ для оканчивающихъ курсъ, безъ которыхъ, по условіямъ нашей общественной жизни, человѣку весьма трудно найти работу. Хлопоты, предпринятые съ этою цѣлью Н. С., причинили много тревогъ и волненій и ей самой, всегда искренно болѣвшей душой за интересы своихъ питомицъ, и ея добросовѣстно трудившимся помощникамъ, и родителямъ учащихся. Но и въ этихъ тяжелыхъ, горькихъ заботахъ, какъ и раньше, гимназія встрѣтила, во первыхъ, поддержку и участіе со стороны Городского Управленія, представителей мѣстнаго общества и власти, а затѣмъ — авторитетное и энергичное содѣйствіе бывшаго Попечителя Казанскаго Уч. округа С. Ѳ. Спѣшкова. Ходатайства Думы, Астраханскаго губернатора М. А. Газенкампфъ и родители учащихся значительно помогли благопріятному разрѣшенію вопроса о правахъ, а ревизія гимназіи, произведенная Попечителемъ Спѣшковымъ въ сентябрѣ 1902 года, еще разъ доказала, что не напрасно трудятся ея работники и не напрасно общество и власть принимаютъ въ ея судьбѣ такое участіе. Возбужденное Попечителемъ ходатайство предъ Министерствомъ Нар. Просвѣщенія имѣло результатомъ то, что въ мартѣ 1903 года «Частное женское Учебное Заведеніе I разряда Н. С. Шавердовой» было преобразовано въ гимназію съ правами женскихъ гимназій Мин. Нар. Просвѣщенія, причемъ Предсѣдателемъ Педагогическаго совѣта и руководителемъ учебной жизни былъ назначенъ директоръ


— 13 —

Астраханской мужской гимназіи С. А. Богатыревъ, состоящій и нынѣ въ этомъ званіи, а для веденія общихъ административныхъ дѣлъ и завѣдыванія хозяйственною частью былъ учрежденъ Попечительный совѣтъ, въ составъ котораго въ настоящее время входятъ слѣд. лица: Почетная Попечительница гимназіи Ея Превосходительство В. Ѳ. Гронбчевская, Предсѣдательница Совѣта Н. С. Шавердова, члены: С. А. Богатыревъ, К. М. Аммосовъ, К. И. Горчаковъ, П. Ѳ. Крамеръ, С. А. Качіони, Д. Н. Сергѣевъ, И. Ѳ. Скрѣпинскій, Д. Ѳ. Хомутовъ и Е. А. Чучина. Выбыли за истекшій періодъ — Я. Д. Бологовской, Ѳ. С. Малышевъ и А. М. Симоновъ.— Осенью того же 1903 года гимназія завершаетъ свою организацію открытіемъ VIII педагогическаго класса, назначеніе котораго — путемъ теоретическихъ и практическихъ занятій выработать изъ ученицъ хорошихъ школьныхъ и домашнихъ учительницъ и воспитательницъ. Число ученицъ къ этому времени настолько увеличилось, все дѣло гимназіи такъ развилось, что и второе помѣщеніе оказалось не удовлетворительнымъ и по размѣрамъ, и по гигіеническимъ условіямъ. Усердные хлопоты объ устройствѣ гимназіи въ новой лучшей обстановкѣ увѣнчались желаннымъ успѣхомъ: преобразованная гимназія перешла въ новый домъ, гдѣ въ настоящій моментъ принимаетъ дорогихъ гостей и гдѣ пребываетъ уже два года, пользуясь однимъ изъ лучшихъ въ городѣ помѣщеній — обширнымъ, богатымъ свѣтомъ и воздухомъ, обставленнымъ всѣми существенными условіями школьной гигіены. Въ 1904 году состоялся первый выпускъ ученицъ VIII кл. въ количествѣ 17-ти человѣкъ, съ званіемъ домашнихъ учительницъ, съ аттестаціей въ среднемъ балломъ 4,6. Этотъ выпускъ былъ завершеніемъ зданія, фундаментъ котораго былъ заложенъ за 9 лѣтъ передъ тѣмъ. Съ этого времени гимназія стала, въ общемъ смыслѣ, законченнымъ учебнымъ заведеніемъ, которому впредь остается развиваться качественно, совершенствуя дѣло, внося въ свою работу новыя начала, постепенно приближаясь къ идеаламъ педагогіи и примѣняясь


— 14 —

къ лучшимъ требованіямъ жизни.— За истекшее десятилѣтіе въ гимназіи получили образованіе, въ той или другой мѣрѣ, всего 624 дѣвочки. Окончили курсъ 7 классовъ всего 79 ученицъ. VIII педагогическій окончило 30. Минувшею весной окончили VIII кл. 13 чел.; между ними 2 постороннихъ. Курсъ семи классовъ окончили 23. Изъ нихъ съ правомъ на золотую медаль — Остроумова Ольга, Пуговкина Марія, Руснякова Александра, Санина Ксенія, Суслова Александра, Хомутова Екатерина, и съ правомъ на серебрянную — Буданова Екатерина, Генкенъ Евгенія, Цареградская Евгенія и Ѳедорова Александра. Всего въ настоящее время ученицъ въ гимназіи, какъ было выше сказано, 430.

«Таковъ въ главныхъ чертахъ ходъ внѣшняго развитія гимназіи. Данныя, представленныя мною, мало говорятъ о тѣхъ внутреннихъ условіяхъ, при которыхъ совершалась ея работа, о тѣхъ качествахъ, которыя составляютъ движущій механизмъ дѣла, его душу. Удобство классныхъ помѣщеній, различныя усовершенствованныя пособія, какими гимназія располагаетъ теперь, суть средства внѣшнія въ педагогической работѣ, бездушныя вещи, которыя тогда только поведутъ къ цѣли, когда будутъ оживлены духомъ живымъ, когда будутъ орудіемъ въ умѣлыхъ рукахъ. Коснуться этихъ внутреннихъ качествъ необходимо, потому что ими-то гимназія завоевала себѣ занимаемое нынѣ по праву почетное мѣсто въ ряду нашихъ общественныхъ учрежденій.

«Многолѣтній опытъ Н. С., знанія по внѣшней и внутренней организаціи школы и освѣдомленность въ современныхъ педагогическихъ требованіяхъ помогли ей положить въ основу своего учебнаго заведенія многія хорошія начала, а ея энергія приложила всѣ доступныя средства къ ихъ осуществленію. Размѣры настоящаго очерка позволяютъ лишь ограничиться указаніемъ на эти хорошія начала въ учебно-воспитательной практикѣ гимназіи. Приведемъ главнѣйшія изъ нихъ.

1) Центръ тяжести школьнаго обученія лежитъ въ классной работѣ; поэтому не слѣдуетъ задавать


— 15 —

ни одного урока, не объяснивъ, не растолковавъ его въ классѣ.

2) Необходимо равномѣрно распредѣлять ежедневныя занятія такъ, чтобы у учащихся не оказалось къ одному дню много трудныхъ уроковъ.

3) Разучивая уроки въ классѣ и поручая занятія съ малоуспѣшными класснымъ наставницамъ и практиканткамъ VIII к., гимназія всѣми силами должна избѣгать репетиторства, этой разъѣдающей язвы нашей средней школы, которая очень часто вредитъ дѣлу обученія.

4) Слѣдуетъ обращать усиленное вниманіе на точность и логичность отвѣтовъ, чтобы учащіяся не усваивали урока одною памятью, а относились къ нимъ вполнѣ сознательно; тамъ же, гдѣ требуется работа памяти, спрашивать знанія лишь существеннаго, главнаго.

5) Должно обращать преимущественное вниманіе на годовыя занятія ученицъ, чтобы они занимались ровно въ теченіе года, и съ этою цѣлью — сократить число повѣрочныхъ испытаній, назначая ихъ только въ тѣхъ случаяхъ, когда есть несомнѣнная надежда на повышеніе успѣховъ.

6) Больше считаться съ индивидуальностью учащихся, чему благопріятствуетъ и сравнительно небольшой составъ классовъ.

7) Въ преподаваніе наукъ и искусствъ вносить нравственно-воспитательный элементъ, развивая въ дѣтяхъ прежде всего самодѣятельность и самостоятельность, необходимыя въ практической жизни.

8) Проступки дѣтей предупредить внимательнымъ наблюденіемъ, снисходя къ шалостямъ,— въ случаяхъ же воздѣйствія не прибѣгать къ наказаніямъ, а пользоваться добрымъ словомъ, пробуждая раскаяніе, желаніе быть лучше, и вообще въ нравственномъ воспитаніи опираться на довѣріе къ ученицамъ, при помощи котораго легче бороться съ ложью и др. пороками школьнаго возраста.


— 16 —

9) Отмѣнить всякія награды учащимся за успѣхи и поведеніе, какъ не достигающія прямой цѣли и вызывающія чувство тщеславія, и замѣнить ихъ интересомъ къ изучаемымъ предметамъ.

10) Всѣ доступныя мѣры употреблять къ возбужденію душевной энергіи учащихся, къ подавленію лѣни, индифферетизма, столь пагубныхъ для воли человѣка.

Вотъ главнѣйшіе принципы, которые обсуждались въ засѣданіяхъ педагогическаго совѣта, которымъ гимназія старалась слѣдовать. Этимъ принципамъ опа слѣдуетъ и въ настоящее время, съ особою ревностью примѣняя тѣ, которые касаются воспитательнаго дѣла. Не подвергая ихъ, за недостаткомъ времени, подробной критикѣ, нельзя не признать за ними авторитета жизненной правды и педагогической обоснованности. Они показываютъ, что въ преподаваніи и воспитаніи гимназія старалась выдти изъ рамокъ отживающей рутины и сдѣлаться дѣйствительнымъ разсадникомъ просвѣщенія, а не учрежденіемъ для экзаменовъ и выдачи дипломовъ. Примѣненіе ихъ на практикѣ требуетъ большихъ трудовъ и настойчивости, особой любви къ дѣлу и призванія, при тѣхъ неблагопріятныхъ условіяхъ, какія часто встрѣчаетъ педагогъ, напр., въ средѣ и жизненной обстановкѣ всей разнохарактерной массы учащихся Эта среда предъявляетъ нерѣдко свои далеко ненормальныя, нездоровыя требованія, съ которыми школѣ приходится бороться, выдвигая свои идеалы умственнаго развитія, воспитанія чувствъ религіознаго нравственнаго и эстетическаго, какъ основныхъ въ душевной организаціи человѣка. Перечислить всѣ средства, направленныя гимназіей къ достиженію этихъ идеаловъ, невозможно: для этого пришлось бы прослѣдить всю систему, всѣ черты ея внутренняго строя, указать на многіе мелкіе, но характерные случаи ея повседневной жизни. Однако для необходимой общей характеристики духа школы позвольте привести лишь крупные факты, соотвѣтствующіе указаннымъ цѣлямъ.

«Всѣми признано, что отъ религіозно-нравственнаго воспитанія женщины зависитъ нравственный строй семьи, а слѣ-


— 17 —

довательно — всего общества. Тѣмъ болѣе долгъ женской школы — обратить на него особое вниманіе. Ближайшій руководитель религіозной жизни учащихся, законоучитель гимназіи, священникъ о. Василій Лебединскій на урокахъ, въ бесѣдахъ съ ученицами, въ наставленіяхъ вступающимъ въ школу и оканчивающимъ курсъ направляетъ всѣ старанія къ тому, чтобы заложить и укрѣпить въ юныхъ душахъ завѣты Величайшаго изъ учителей. Назидательное изложеніе предмета и толковыя знанія ученицъ засвидѣтельствованы и нашимъ Епископомъ Преосвященнѣйшимъ Георгіемъ, неоднократно посѣщавшимъ уроки и экзамены по Закону Божію. За неимѣніемъ собственной гимназической церкви ученицы прежде ходили въ храмъ Св. Николая Чудотворца, а съ февраля 1904 года начали посѣщать Богослуженіе въ храмѣ Знаменія Пресвятой Богородицы. Съ этого времени подъ руководствомъ учителя пѣнія Д. А. Дроканова началась организація церковнаго хора, который уже нѣсколько разъ пѣлъ за Богослуженіемъ.— Затѣмъ, послѣ религіозныхъ истинъ, прямыми и дѣйствительными средствами къ развитію душевныхъ силъ юношества гимназія признаетъ: 1) сознательное чтеніе доступныхъ возрасту поэтическихъ и научныхъ сочиненій, сопровождаемое разборомъ ихъ. 2) ученическія литературныя и музыкальныя утра и бесѣды и 3) экскурсіи съ образовательною цѣлью. Благодаря умѣло составленной и систематически пополняемой библіотеки явилась возможность въ основу преподаванія родного языка положить живое всестороннее чтеніе по указанію преподавателей. Съ 1899 года въ обычай гимназіи входятъ бесѣды и ученическіе рефераты на литературныя и историческія темы. Бесѣды эти устраивались періодически подъ руководствомъ преподавателей Н. Н. Тюменцевой, Л. А. Щукина и А. М. Внукова. Написанныя ученицами работы сообща прочитывались и разбирались въ присутствіи преподавателей и ученицъ старшихъ классовъ. При разборѣ освѣщали и выясняли вопросъ, въ то же время вырабатывая въ себѣ, помимо знакомства съ критической литературой, способность анализировать и углубляться въ идеи,


— 18 —

создавать болѣе возвышенные интересы. Въ томъ же — 1899 году и въ слѣдующихъ гимназія принимала участіе въ юбилейныхъ чествованіяхъ Пушкина, Гоголя, Жуковскаго, фельдмаршала кн. Суворова, устраивала литературныя ученическія утра въ память Григоровича, Короленко, Плещеева, посвятила нѣсколько праздничныхъ дней ученическимъ концертамъ изъ музыкальныхъ произведеній Моцарта, Баха, Мендельсона, Чайковскаго и др. По любезному приглашенію устроителей, ученицы старшихъ классовъ были нѣсколько разъ на спектакляхъ Драматическаго Общества и концертахъ мѣстнаго отдѣленія Императорскаго Русскаго Музыкальнаго Общества. Всего такихъ школьныхъ праздниковъ было за истекшіе годы 18. Кромѣ того, подъ руководствомъ преподавателя физики и естественной исторіи Г. С. Соболева ученицы осматривали Петровскій Музей, стекольный заводъ Бекунова, механическій заводъ Нобеля, два раза посѣтили Музей Александра II и выставку животноводства. Ученицы VII кл., подъ руководствомъ преподавателя космографіи В. А. Ломанъ, неоднократно посѣщали обсерваторію при Астр. Реальномъ Училищѣ для наблюденія звѣзднаго неба и движенія свѣтилъ. Въ заботахъ о физическомъ развитіи учащихся гимназія, кромѣ уроковъ гимнастики, ежегодно весною и осенью устраиваетъ прогулки за городъ или самостоятельно, или совмѣстно съ семейно-педагогическимъ кружкомъ.— Всѣ эти школьныя развлеченія, давая ученицамъ отдыхъ отъ умственнаго труда, способствуютъ или расширенію ихъ кругозора, или развитію эстетическаго чувства, или сближенію съ природой, а всѣ вмѣстѣ культивируютъ въ дѣтяхъ способность наслажденія, т. е. развиваютъ въ нихъ привычку и умѣнье находить въ жизни удовольствія, здоровыя въ нравственномъ, умственномъ и физическомъ отношеніи, облагораживающія вкусы дѣтей.— Рядомъ съ умственной работой и разумными развлеченіями современная педагогія требуетъ отъ школы введенія физическаго, ручного труда, безъ котораго подготовка къ практической жизни не будетъ полной. Въ женскомъ учебномъ заведеніи это достигается прежде всего правильной поста-


— 19 —

ловкой рукодѣлія, которое и введено въ гимназіи съ самаго начала, какъ обязательный предметъ во всѣхъ классахъ, при чемъ особенное вниманіе обращено на практическую сторону дѣла — на кройку и шитье. Дѣти всѣхъ возрастовъ трудятся надъ посильной работой подъ руководствомъ учительницы М. С. Шавердовой и, начавъ съ самыхъ простыхъ и слабыхъ произведеній, быстро совершенствуются, такъ что въ 3 кл. сами шьютъ себѣ форменные передники. Два раза въ году — къ Рождеству и Пасхѣ — работы ученицъ (дѣтскія рубашечки и платья) представляются г-жѣ Предсѣдательницѣ Астраханскаго Благотворительнаго Общества для раздачи бѣднѣйшимъ дѣтямъ пріюта «Ясли». Разъ въ годъ — обыкновенно передъ Пасхой — въ гимназіи бываетъ базаръ ученическихъ рукодѣльныхъ работъ. На покупку матеріала ученицы устраиваютъ добровольную складчину отъ 5 до 25 к., а вырученныя за работу деньги поступаютъ въ пользу бѣднѣйшихъ ученицъ гимназіи — на взносъ за право ученія, на пріобрѣтеніе носильнаго платья или учебниковъ. Такимъ образомъ искусство служитъ не праздной забавой, а проводникомъ въ дѣтскую душу сердечнаго участія и любви къ тѣмъ, кто лишенъ самого необходимаго въ гимназіи. Говоря о дѣтской благотворительности, нельзя не указать на два факта, изъ которыхъ видно, что гимназія, какъ малая, но неразрывная часть нашего великаго отечества, отзывалась и на тѣ глубокія волненія народной души, свидѣтелями которыхъ мы были въ послѣднее время. Такъ, въ декабрѣ 1900 года ученицы, собравъ между собой посильную лепту, послали 120 р. въ Портъ Артуръ больнымъ и раненымъ воинамъ послѣ Китайской войны. Равно въ минувшую войну съ Японіей учащіе и учащіеся собрали между собой 215 р. единовременно, которые были пожертвованы въ Красный Крестъ, чрезъ предсѣдательницу Мѣстной Ирининской общины, а вслѣдъ за этимъ, на собранныя въ складчину деньги, дважды были отправлены бѣлье и гостинцы нашимъ воинамъ на Дальнемъ Востокѣ.— Всѣ стоящіе близко къ дѣлу воспитанія единогласно признаютъ, что школа должна дѣйствовать за одно


— 20 —

съ семьей, совмѣстно съ ней должна вести великое дѣло воспитанія. Для сближенія съ семьей надо 1) въ самыя школьныя рамки внести побольше семейнаго духа, сердечнаго душевнаго отношенія къ дѣтямъ и 2) въ вопросахъ школьнаго дѣла прислушиваться къ голосу семьи, считаться съ ея мнѣніемъ. И въ этомъ отношеніи слѣдуетъ указать на два факта, въ которыхъ можно видѣть шаги къ сближенію школы съ семьей. Это, во первыхъ, устройство приготовительнаго класса при гимназіи. Преподаваніе и воспитаніе въ немъ, сосредоточенныя въ рукахъ одной учительницы, позволяютъ дольше и легче сохранить семейный духъ и характеръ, а это такъ важно въ началѣ обученія дѣтей. Во вторыхъ — организація педагогическаго класса: выполняя практическую работу по педагогикѣ, каждая ученица VIII кл. ведетъ дневникъ своихъ наблюденій за маленькими ученицами и въ концѣ года составляетъ характеристику одной изъ нихъ; для лучшаго изученія личности дѣвочки, избранной для наблюденія, практикантка посѣщаетъ семью ея, помогаетъ ей въ домашнихъ занятіяхъ и такимъ образомъ узнаетъ среду и обстановку, въ какой приходится расти дѣвочкѣ; добытыя этимъ путемъ свѣдѣнія даютъ весьма цѣнный матеріалъ для педагогическаго воздѣйствія на ученицу, — семья и школа здѣсь, хоть нѣсколько, помогаетъ другъ другу.

..Вотъ тѣ главные факты, которые характеризуютъ стремленіе гимназіи приблизиться къ намѣченнымъ цѣлямъ. Насколько велики успѣхи ея десятилѣтней работы — объ этомъ судить не намъ: пусть скажетъ само общество, которому она служитъ. Подводя итоги минувшимъ годамъ, гимназія съ чувствомъ искренней признательности вспоминаетъ всѣхъ, кто помогъ ей увидѣть свѣтъ и оказалъ поддержку въ тяжелыя минуты жизни; всѣхъ, кто потрудился въ ней на поприщѣ умственно-культурной работы, а особенно — первыхъ сотрудниковъ Н. С., отдавшихъ силы и время не ради ничтожнаго гонорара, единственно тогда возможнаго для гимназіи, а больше по сочувствію доброму дѣлу; благодаритъ


— 21 —

всѣ учебныя заведенія, снабжавшія свою младшую сестру въ первые годы жизни необходимыми учебными пособіями. Вступая сегодня во второе десятилѣтіе, гимназія, во всеоружіи добытаго опыта, надѣется продолжать свою скромную, но великую работу, оставаясь вѣрной тому же принципу, какому служила до сихъ поръ:

"Школа есть мастерская гуманности".

По прочтеніи историческаго очерка на каѳедру вошла преподавательница А. С. Мергасова (она же секретарь Педаг. Совѣта) и отъ лица всѣхъ сотрудниковъ Н. С. прочла адресъ, текстъ котораго приводимъ ниже.

"Глубокоуважаемая Надежда Степановна!

Въ нынѣшній знаменательный для Васъ день позвольте намъ, Вашимъ скромнымъ сотрудникамъ, высказать волнующія насъ чувства.

Тридцать пять лѣтъ тому назадъ Вы начали тяжелую педагогическую работу въ должности классной наставницы Астраханской Маріинской Женской Гимназіи. Въ продолженіе 25 лѣтъ Вы неутомимо служили избранному Вами дѣлу. Подойдя ко времени заслуженнаго Вами отдыха, Вы не покинули дорогого Вамъ дѣла, а мужественно приступили къ новому, еще болѣе серьезному и отвѣтственному труду, взявъ на себя иниціативу въ устройствѣ учебнаго заведенія, которое какъ нельзя больше отвѣчало насущнымъ потребностямъ нашего общества. Въ продолженіе 10 лѣтъ Вы терпѣливо и неуклонно вели свое дѣло, не жалѣя силъ, выискивая средства и способы къ непрестанному его совершенствованію. Среди многихъ испытаній, неизбѣжныхъ во всякомъ широкомъ начинаніи, Васъ всегда и неизмѣнно поддерживало и вдохновляло одно чувство, это — дѣятельная любовь къ дѣтямъ, любовь разумная и естественная, коренящаяся въ самой природѣ души Вашей. Она давала Вамъ бодрость въ несчастій, она дарила Вамъ радости чистыя и высокія, доступныя лишь сердцу всецѣло преданной своему дѣлу труженицы. Высоко неся свое знамя безкорыстной, воодушевляемой глубокой любовью къ дѣтямъ воспитатель-


— 22 —

ницы, чуждой всякихъ постороннихъ интересовъ и цѣлей, Вы невольно и вокругъ себя создавали нравственно чистую дѣловую атмосферу, въ которой не было мѣста вопросамъ житейской суеты и мелочнымъ счетамъ. Вліяніемъ бодрой личности своей Вы и насъ призывали къ совмѣстной дружной работѣ па основѣ солидарности и отвѣтственности каждаго за репутацію и судьбу учебнаго заведенія. Созданіемъ своей гимназіи Вы еще разъ доказали и осуществили мысль о необходимости женскаго образованія и тѣмъ самымъ явили поучительный примѣръ сильной духомъ личности, какія рѣдки у насъ и какія особенно нужны нашему отечеству въ настоящее тяжелое время. Для насъ же въ частности Вы были не только умѣлою распоряжающейся начальницей, по и старшимъ товарищемъ и другомъ, всегда готовымъ притти на помощь по первому призыву.

Примите же отъ насъ, дорогая Надежда Степановна, наше искреннее сердечное спасибо, вмѣстѣ съ пожеланіемъ здоровья и силъ еще на долгіе годы такой же многополезной и живой работы на пользу дорогого всѣмъ намъ молодого поколѣнія".

По окончаніи чтенія адреса директоръ мужской гимназіи С. А, Богатыревъ передалъ Н. С. привѣтствіе отъ педагогическаго состава мужской гимназіи и сообщилъ, что сотрудники и сотрудницы Н. С. постановили добровольными пожертвованіями положить начало фонду для учрежденія стипендіи ея имени въ пользу кого-либо изъ бѣдныхъ ученицъ гимназіи.

Послѣ этого ученица VIII класса Руснякова привѣтствовала юбиляршу отъ лица всѣхъ ученицъ VIII педагогическаго класса въ слѣдующей рѣчи:

Глубокоуважаемая и дорогая Надежда Степановна!

Сегодня исполнилось десятилѣтіе существованія Вами открытой и управляемой гимназіи. Позвольте намъ, Вашимъ старшимъ ученицамъ и помощницамъ, высказать тѣ чувства, какія мы питаемъ къ данному учебному заведенію и къ Вамъ, его начальницѣ.


— 23 —

Поступивъ въ гимназію маленькими дѣвочками, мы въ стѣнахъ ея выросли, пріобрѣли знанія, развили свои умственныя силы, совершенствовали свои нравственныя понятія. Въ продолженіе семи лѣтъ мы находились, глубокоуважаемая Надежда Степановна, подъ Вашей заботливой опекой, и Вы вмѣстѣ съ другими лицами педагогическаго персонала, неустанно прилагали всѣ усилія, чтобы выработать изъ Вашихъ ученицъ хорошихъ, честныхъ людей и полезныхъ будущихъ гражданъ отечества. Будучи сама трудолюбивой, Вы своимъ примѣромъ побуждали и насъ къ труду. Глядя на Васъ, мы понимали, чего можетъ достичь русская женщина при условіи упорнаго труда и энергіи. Имѣя доброе сердце, гуманный взглядъ па воспитаніе, любя дѣтей, Вы въ то же время строго требовали отъ насъ исполненія нашихъ обязанностей, всегда порицая въ насъ малѣйшее проявленіе дурныхъ наклонностей или праздности. Дѣйствуя словомъ убѣжденія и служа намъ примѣромъ, Вы вселяли въ пасъ принципъ, что исполнять свой долгъ слѣдуетъ не „за страхъ", а за совѣсть, и этотъ принципъ долженъ естественно послужить намъ залогомъ нашей будущей порядочности. Да, много добраго дала намъ гимназія,— и свѣтлыя воспоминанія о нашемъ пребываніи въ ней останутся въ сердцахъ нашихъ на всю жизнь, и всякая радость или горе въ жизни дорогой нашей alma mater будутъ нашимъ личнымъ горемъ или радостью.

Отъ всей души желаемъ дальнѣйшаго процвѣтанія дорогой намъ гимназіи, а Вамъ, Глубокоуважаемая Надежда Степановна, долголѣтія, здравія и такой же энергіи въ любимомъ педагогическомъ дѣлѣ. Пусть родной намъ городъ дольше будетъ имѣть въ числѣ передовыхъ своихъ людей и дѣятелей такого человѣка, какъ Надежда Степановна.

"Сѣйте разумное, доброе, вѣчное, сѣйте:

„Спасибо Вамъ скажетъ сердечное русскій народъ"

„Вы, Глубокоуважаемая Надежда Степановна, получите сотни разъ это „спасибо сердечное" и отъ Вашихъ насто-


— 24 —

ящихъ, и бывшихъ учиницъ, и отъ ихъ родителей, и отъ всѣхъ лицъ, сочувствующихъ просвѣщенію".

Ученицы VIII класса.

Глубоковзволнованная Н. С. въ отвѣтной рѣчи благодарила всѣхъ за выраженныя чувства, а сотрудниковъ своихъ — за содѣйствіе, и указала на тотъ фактъ, что съ открытіемъ ея гимназіи удовлетворена далеко не вся потребность въ образованіи, и теперь, какъ и прежде, множество дѣтей не могутъ поступить въ школу за недостаткомъ мѣста. Немолодые годы и недостатокъ силъ уже не позволяютъ ей взяться за организацію еще одной гимназіи, но она вѣритъ, что гимназія будетъ открыта, такъ какъ надѣется, что въ мѣстномъ обществѣ найдутся люди, которые пожелаютъ притти на помощь огорченнымъ родителямъ, лишеннымъ возможности образовать своихъ дѣтей. "По опыту говорю — заключила Н. С.,— что трудъ этотъ тяжелъ, но онъ несомнѣнно встрѣтитъ поддержку со стороны мѣстнаго общества и въ будущемъ дастъ тѣмъ, кто возьмется за него, такое глубокое нравственное удовлетвореніе, какое получила я сегодня".

Торжество закончилось пѣніемъ гимна „Боже, Царя Храни", послѣ чего присутствовавшимъ былъ предложенъ чай въ помѣщеніи гимназіи.

По общему впечатлѣнію все празднество носило необычайно теплый, задушевный характеръ, было проникнуто очевидною искренностью и радостнымъ настроеніемъ. Чувствовалось, что и дѣти, и взрослые собрались на истинный праздникъ просвѣщенія и въ связи съ нимъ — воздать должное потрудившейся на пользу просвѣщенія, всѣми уважаемой Н. С. Шавердовой.


Комментарии приветствуются по емайлу webmaster@personalhistory.ru, либо на канале "Новости из царской России".
© 2020 Борис Алексеев. Использование, иное, чем для персональных образовательных целей, требует согласования.
Последнее изменение 10.10.2020 17:41:55