Одесса. Русско-индо-китайская торговля 1876

Сайт Персональная история русскоязычного мира


Домой Блог SQL-Базы DSO-базы Гено-базы Проекты Статьи Документы Книги Чат Письмо автору Система Orphus

Одесса. Русско-индо-китайская торговля.

А. Рудича.
Одесса. Типографія Л. Нитчи. 1876.


— 1 —

Къ вопросу объ упадкѣ одесской торговли *).

Въ послѣднее время всѣ жалуются на застой и упадокъ одесской торговли. При печальной дѣйствительности представляется мрачная перспектива будущаго и Севастополь, Николаевъ, Волочискъ и Кенигсбергъ пугаютъ одесситовъ, какъ явленія потомковъ Банко поражали фантазію Макбета. По моему скромному мнѣнію, опасенія, что конкуренція этихъ городовъ значительно подорветъ одесскую торговлю, сильно преувеличены.

Начать съ того, что Одесса есть центръ капиталовъ и спекуляцій всего юга Россіи; въ ней находятся отличные склады для зерновыхъ товаровъ, и, кромѣ отпускной торговли, въ ней развито въ громадныхъ размѣрахъ паровое мукомольное производство. Если на этомъ рынкѣ нѣтъ заграничнаго спроса и негоціанты-отправители бездѣйствуютъ, то покупаютъ спекулянты или мельники, и, наконецъ, если никто не даетъ подходящей цѣны, можно сложить товаръ у благонадежнаго комиссіонера и взять деньги, или же заложить его въ одномъ изъ нѣсколькихъ банковъ, которые производятъ подобныя операціи. Все это имѣется въ виду хлѣбо-


*) Статья эта была напечатана въ „Новороссійск. Телеграфъ“, 17 Января 1876 г., № 297.
— 2 —

пашцами и хлѣботорговцами и даетъ Одессѣ большія преимущества передъ другими портами.

Можно надѣяться, что Кенигсбергъ отниметъ мало хлѣба изъ Подольской и Кіевской губерній. Рано или поздно, отправители изъ этихъ мѣстностей убѣдятся, что Одесса можетъ дѣлать лучшую оцѣнку хорошему хлѣбу, такъ какъ она имѣетъ дѣло съ весьма компетентными въ этомъ отношеніи Марселью и Генуею, которыя требуютъ больше хорошихъ товаровъ, но за то платятъ относительно высокія цѣны. Извѣстно, что ни Англія, ни континентъ между Гавромъ и Гамбургомъ не дѣлаютъ такой справедливой оцѣнки, какъ Марсель.

Севастопольскій портъ имѣетъ большія преимущества предъ всѣми портами Чернаго и Азовскаго морей. Его превосходная бухта, къ которой могутъ прямо приставать корабли и выгружаться, и нагружаться, не замерзаетъ. Но здѣсь нѣтъ пока ни капиталовъ, ни посредниковъ, ни складовъ; словомъ, нѣтъ тѣхъ удобствъ, которыя созидаются десятилѣтіями. Предполагая даже, что въ Севастополѣ начнется въ скорости усиленная дѣятельность, ему все таки въ пору будетъ справляться лишь съ тою массою хлѣба, которую этотъ городъ отниметъ у азовскихъ портовъ.

Таганрогъ до сихъ поръ получаетъ значительное количество хлѣба изъ Барвенкова, Алексѣевки и другихъ мѣстностей Харьковской губерніи, а эти товары, въ ближайшемъ будущемъ, должны быть направлены на Севастополь по слѣдующимъ соображеніямъ.

Среднимъ счетомъ, въ Севастополь нужно возить 300 верстъ больше по желѣзной дорогѣ, чѣмъ въ Таганрогъ, т. е. доставка въ первый изъ этихъ портовъ обходится около одного рубля дороже, чѣмъ въ послѣдній. За то фрахтъ изъ Севастополя въ Англію дешевле на 10 шиллинговъ на тонну сала,


— 3 —

т. е. 45 — 50 коп. сер. на четверть пшеницы; затѣмъ, разницу въ расходахъ нагрузки въ пользу Севастополя можно считать въ 40 коп. на четверть; разницу страховки въ 3/4—1 %, т. е. 10 коп. на четверть; разницу въ процентахъ на деньги коп. на 5 (такъ какъ при погрузкѣ товара въ Севастополѣ, капиталъ можно выручить мѣсяцемъ раньше, чѣмъ при отправкѣ изъ Таганрога), такъ что итогъ разницы расходовъ въ пользу Севастополя составляетъ 1 р. 10 коп. на четверть, что съ избыткомъ покрываетъ тотъ лишній рубль, который отправитель долженъ платить желѣзной дорогѣ, и, сверхъ того, негоціантъ имѣетъ возможность быстро и безостановочно погрузить свой товаръ, что весьма важно въ торговлѣ, и что въ Таганрогѣ достигается только послѣ десяти- или двадцати-дневной мучительной грузки. Но это не все. Извѣстно, что въ тѣ годы, когда за границею неурожай, спросъ на хлѣбъ развивается въ осенніе и зимніе мѣсяцы, обыкновенно достигаетъ своего апогея въ промежутокъ между январемъ и апрѣлемъ мѣсяцами, и затѣмъ цѣны быстро падаютъ, иногда на 40—50 %. Это потому, что въ зимніе мѣсяцы почти всѣ русскіе и дунайскіе порты совсѣмъ закрыты, и даже Одесса часто не можетъ грузить. Слѣдовательно, остается Севастополь, который можетъ безпрерывно грузить и вслѣдствіе этого платить высокія зимнія цѣны. Само собою разумѣется, что всякій предпочтетъ Севастополь Таганрогу, гдѣ нагрузка дороже и затруднительна, и гдѣ вмѣсто 11—12 руб., которые иногда можно выручить зимою въ Севастополѣ, рискуешь получить весною 7—8 руб. Еще одно обстоятельство: если отправить товаръ въ Таганрогъ, напримѣръ въ ноябрѣ, то деньги выручаются только въ апрѣлѣ, и при этомъ, если даже нѣтъ никакой разницы между зимними и апрѣльскими цѣнами, теряется: процентовъ изъ 10 годовыхъ 40—50


— 4 —

коп. на четверть, расходовъ на амбаръ и страховку — 25—30 коп. на четверть, отъ ухудшенія качества товара 25—30 коп. на четверть,— итого 90 к. — 1 р. 10 к. на четверть. Изъ этого можно заключить, что чрезъ два-три года масса хлѣба, которую можно опредѣлить minimum въ 500.000 четв., отойдетъ отъ Таганрога къ Севастополю.

Такъ какъ Бердянскъ, Маріуполь и Геническъ поставлены почти въ такое же невыгодное положеніе, какъ и Таганрогъ, то и они должны будутъ уступить часть своихъ грузовъ Севастополю. Вслѣдствіе всего этого, можно почти безошибочно опредѣлить, что азовскій районъ отправитъ въ Севастополь 1.200.000— 1.500.000 четвертей. Едва ли лозово-севастопольская дорога въ состояніи исправно перевозить болѣе этого количества хлѣба, а потому едва ли можно предполагать, что Севастополь отниметъ значительную часть днѣпровскихъ хлѣбовъ, которые въ настоящее время идутъ въ Одессу. Не нужно забывать, что Одесса дорожитъ александровскими хлѣбами и готова за нихъ переплачивать не столько для отправки за границу, сколько для своихъ мельницъ, которыя убѣдились, что днѣпровская гирка производитъ лучшую муку.

Но несомнѣнно то, что американская пшеница сильно угрожаетъ одесской торговлѣ и со временемъ можетъ задавить не только Одессу, но и весь югъ Россіи, занимающійся хлѣбопашествомъ. Не трудно предвидѣть, что станетъ съ сельскимъ хозяйствомъ Новороссійскаго края, когда капиталисты одинъ за другимъ убѣдятся, что невыгодно и невозможно оставаться въ Одессѣ и станутъ бросать этотъ городъ, постоянно бывшій денежнымъ рычагомъ, посредствомъ котораго въ краѣ развивались земледѣліе, скотоводство и тѣ зачатки фабричнаго производства, которые тамъ существуютъ. Одесса снабжала помѣщиковъ громаднымъ количествомъ земледѣльческихъ


— 5 —

машинъ, которыя такъ успѣшно работаютъ въ Новороссійскомъ краѣ; она снабжала ихъ деньгами, необходимыми для веденія хозяйства; теперь же, когда край болѣе всего нуждается въ поддержкѣ, онъ можетъ ея лишиться, такъ какъ та касса, которая въ критическія времена давала ему возможность выжидать лучшіе дни, скоро, пожалуй, начнетъ изсякать. Изъ этого вытекаетъ, что необходимо поддержать Одессу не только ради одного этого города, но ради всего ея громаднаго района.

Но не временная мѣры могутъ спасти Одессу и съ нею Новороссійскій край. Нѣтъ, надо принять радикальныя мѣры и поставить Одессу въ то положеніе, которое, по всей справедливости, принадлежитъ ей, а именно: Одесса должна быть русскимъ Гамбургомъ, и этимъ принести пользу не только себѣ и краю, но и всей Россіи.

Въ самомъ дѣлѣ, не аномалія ли, что почти всѣ индійскіе и китайскіе товары должны обходить моремъ всю Европу, побывать въ Англіи или въ Пруссіи, заплатить тамъ разныя комиссіи, расходы и пошлины, причемъ не дать даже себя понюхать, такъ сказать, русскому флагу, и переходить къ русскому фабриканту тогда только, когда товаръ становится дороже на 15— 20%, вмѣсто того, чтобы прямо приходить подъ русскимъ флагомъ черезъ Суэцскій каналъ въ Россію. Не справедливѣе ли было бы, чтобы тутъ зарабатывали русскій флагъ, русскій купецъ, русскій посредникъ, русскій фабрикантъ? Вѣдь Лондонъ или Кенигсбергъ отнимаетъ то, что безспорно принадлежитъ Одессѣ, а англійскій или нѣмецкій флагъ,— что принадлежитъ русскому.

Не нужно доказывать, на сколько важно для каждаго государства получать непосредственно иностранные товары и имѣть свой собственный торговый флотъ. Это аксіома. Но не лишне будетъ напомнитъ, что всѣ древ-


— 6 —

ніе и новые народы, которые вели морскую торговлю, постоянно добивались завязать прямыя сношенія съ Индіею и Китаемъ. И дѣйствительно, есть для чего потрудиться. Всѣ народы, которые имѣли возможность непосредственно получать производства этихъ странъ, богатѣли. Слѣдовательно, и Россія, которая получаетъ такое громадное количество индійскихъ и китайскихъ товаровъ, должна бы попытаться войти въ серьезныя и непосредственныя сношенія съ этими странами. Это не легкая задача, потому что придется имѣть дѣло съ такими конкурентами, какъ англичане и нѣмцы; но, опятъ таки, есть для чего потрудиться, и было бы странно преспокойно давать англійскимъ и нѣмецкимъ купцамъ и городамъ обогащаться на счетъ русскихъ, и англійскому и нѣмецкому торговому флоту развиваться на счетъ русскаго.

Для привлеченія индо-китайской торговли не слѣдуетъ отступать ни предъ какими жертвами. Цѣль будетъ достигнута, когда удастся направить эту торговлю на одесскій портъ. Тогда уже много вѣроятностей, что товаръ пойдетъ подъ русскимъ флагомъ, а именно — на пароходахъ русскаго общества пароходства, торговли и одесской желѣзной дороги. Но если бы даже товаръ не пошелъ подъ русскимъ флагомъ, все таки ему придется меньше плыть подъ иностраннымъ, чѣмъ товару, который идетъ черезъ Англію или Германію: слѣдовательно, русскимъ желѣзнымъ дорогамъ поступитъ больше фрахта и, что еще важнѣе, торговля попадетъ въ русскія руки.

Очевидно, что этому дѣлу должны содѣйствовать правительство, городъ Одесса и русское общество пароходства, торговли и одесской желѣзной дороги.

Первое могло бы сразу направить индо-китайскую торговлю на Одессу посредствомъ скидки съ пошлины


— 7 —

на тѣ товары, которые приходятъ прямо, безъ перегрузки, въ русскіе порты изъ Индіи и Китая.

Русское общество пароходства, торговли и одесской желѣзной дороги могло бы тому же содѣйствовать посредствомъ учащенія восточно-океанскихъ рейсовъ при умѣренныхъ фрахтахъ. Для этой же цѣли русскому обществу слѣдовало бы не только понизить тарифъ для индо-китайскихъ товаровъ на одесской желѣзной дорогѣ, но и войти въ сношенія съ другими желѣзными дорогами для пониженія тарифа на эти же товары.

Одесса должна бы озаботиться устройствомъ доковъ и назначить синдикатъ для развитія индо-китайской торговли. Главная задача синдиката состояла бы въ томъ, чтобы завести въ Одессѣ аукціоны, подобно тому, какъ они существуютъ въ Лондонѣ, Амстердамѣ, Роттердамѣ и въ другихъ городахъ. Само собою разумѣется, что въ началѣ такіе аукціоны могутъ быть только въ самыхъ скромныхъ размѣрахъ и товары должны продаваться незначительными партіями; но, мало-по-малу, когда купцы и фабриканты внутренней Россіи узнаютъ, что въ Одессѣ можно выгодно покупать партіи чаю, кофе, хлопка, красокъ, шелку и другихъ товаровъ, они станутъ ѣздить туда почаще, будутъ дѣлать заказы частнымъ торговцамъ, и чрезъ нѣсколько лѣтъ возникнетъ классъ негоціантовъ, который будетъ вести самостоятельныя дѣла съ Индіей и Китаемъ. Но такъ какъ Одесса теперь не имѣетъ почти никакихъ сношеній съ тѣми странами, то синдикатъ, который, конечно, будетъ состоять изъ самыхъ опытныхъ и почетныхъ негоціантовъ, долженъ будетъ самъ взяться за дѣло на первыхъ порахъ и вести его до тѣхъ поръ, пока частная предпріимчивость не приметъ его въ свои руки. Можно надѣяться, что правительство поможетъ Одессѣ безпроцентною ссудою необходимыхъ для этой цѣли денегъ.


— 8 —

При этомъ слѣдовало бы также ходатайствовать предъ правительствомъ, чтобы оно предоставило окончившимъ курсъ въ одесскомъ коммерческомъ училищѣ провести два или три года въ какомъ-нибудь коммерческомъ домѣ въ Индіи или въ Китаѣ, подъ надзоромъ консуловъ, на счетъ правительства. Такая мѣра послужила бы къ ознакомленію одесситовъ съ индійскими и китайскими товарами.

Наконецъ, въ своихъ собственныхъ интересахъ и въ интересахъ Одессы, русское общество п., т. и од. ж. д. должно бы, кромѣ учащенія своихъ индокитайскихъ рейсовъ и удешевленія тарифовъ, исполнить другую половину первоначально возложенной на него задачи: быть полезнымъ русской торговлѣ. Оно оказало услугу Россіи, создавъ коммерческій паровой флотъ; остается теперь оказать другую услугу Россіи, а именно: развить ея сношенія съ Индіею и Китаемъ. Если оно и не заработаетъ собственно въ торговомъ отношеніи, то заработаетъ на фрахтахъ; словомъ, ничего не потеряетъ, если тоже устроитъ нѣсколько аукціоновъ индо-китайскихъ товаровъ. Нечего бояться, что покупателей не будетъ: они будутъ ѣхать въ Одессу точно также, какъ ѣдутъ на ярмарки.

А. Рудичъ.

10 Декабря 1875 года.

Ростовъ н/Д.


— 9 —

Необходимо употребить энергическія усилія, чтобы въ обще-русскомъ интересѣ поправить русско-индо-китайскую торговлю на Одессу, помимо иностранныхъ государствъ *).

Когда лордъ Пальмерстонъ всѣми силами противился прорытію Суэзскаго перешейка, и, въ этомъ вопросѣ, уступилъ только тогдашнему всемогуществу Наполеона III, — онъ отлично зналъ, что дѣлаетъ. Онъ зналъ, что это предпріятіе рано или поздно положитъ конецъ всепоглощающимъ размѣрамъ англійской торговли и той колоссальной всемірной эксплоатаціи, передъ которой блѣднѣютъ Тиръ, Карѳагенъ, Венеція, Генуа, Амстердамъ и Ганза. Если Англія до сихъ поръ еще не испытала надлежащихъ послѣдствій геніальнаго дѣла Лессепса, а напротивъ извлекаетъ изъ него еще больше пользы, то это не доказываетъ политическую непредусмотрительность Пальмерстона, а апатію тѣхъ народовъ, которые просто не хотятъ или не умѣютъ извлечь выгоду изъ того, что къ нимъ, такъ сказать, придвинули двѣ богатѣйшія страны, Индію и Китай. Англичане font bonne mine à mauvais jeu, будто очень рады, что Суэзскій перешеекъ прорытъ; увѣряютъ, что онъ имъ приноситъ и будетъ приносить больше пользы, чѣмъ всѣмъ другимъ народамъ, и что они готовы всѣми силами поддержать и улучшать этотъ морской всемірный


*) Статья эта была напечатана въ „Одесскомъ Вѣстникѣ“, 25 Марта 1876 г., № 67.


— 10 —

путь. Что дѣлать: не засыпать же его, какъ предложилъ было король Бобешъ, — что то не ловко, да и другіе не допустятъ. Но можно навѣрное сказать, что онъ имъ также пріятенъ, какъ бывшему содержателю выгодныхъ почтовыхъ станцій пріятна желѣзная дорога, и что радость, которую они въ этомъ случаѣ высказываютъ, столь же искренна, какъ и радость «Times» по случаю успѣховъ русскаго оружія въ Средней Азіи. Если бы вмѣсто 4,000,000 ф. за половину владѣнія каналомъ потребовали бы 12,000,000 ф. за уничтоженіе его, можно быть увѣреннымъ, что г. Дизраэли не поскупился бы на ту сумму. Англичане не разсчитывали, чтобы націи, которыя болѣе всего заинтересованы въ привлеченіи къ себѣ индо-китайской торговли, могли такъ равнодушно относиться къ такому важному дѣлу, что и объясняетъ ихъ сильную оппозицію въ началѣ этого предпріятія. Пока они довольно спокойны, но едва ли они также спокойны будутъ, когда южноевропейскія гавани начнутъ завязывать серьезныя сношенія съ Индіей и Китаемъ.

Не наше дѣло разбирать, что должны дѣлать другіе народы для конкуренціи съ Англіею. Постараемся опредѣлить и выяснить, что Россія должна предпринять въ этомъ случаѣ для своей выгоды.

Обзоръ ввозной и вывозной торговли Россіи за 1874 годъ показываетъ, что товаровъ привезено на 470 милл. руб., а вывезено на 420 милліоновъ, т. е. дефицитъ въ 50 милл., за который Россія должна платить золотомъ или серебромъ. Если присоединить къ нимъ тѣ 30 милліоновъ, по крайней мѣрѣ, которые Россія должна уплачивать ежегодно за границею по внѣшнимъ займамъ, то получится почтенная цифра 80 милліоновъ золота, которой Россія ежегодно лишается безвозвратно, и тогда становится очень понятно, отчего русскій кре-


— 11 —

дитный рубль потерялъ около 25% со своей стоимости и, пожалуй, можетъ, при неблагопріятныхъ обстоятельствахъ, еще болѣе понизиться. Само собою разумѣется, что необходимо безотлагательно принять мѣры, которыя поставили бы торговый балансъ Россіи въ болѣе благопріятное положеніе. Средства къ этому найдутся въ заводской, мануфактурной и торговой промышленностяхъ. Оставляя до другого раза изложеніе моего скромнаго мнѣнія, какимъ образомъ нужно пользоваться всѣми этими элементами, постараюсь здѣсь спеціально опредѣлить, на сколько привлеченіе къ русскимъ портамъ непосредственной торговли съ Индіею и Китаемъ можетъ принести пользы въ этомъ случаѣ.

Не имѣя подъ рукой точныхъ данныхъ о привозѣ индійскихъ и китайскихъ товаровъ въ Россію, я думаю, что не ошибусь, если опредѣлю стоимость этихъ товаровъ въ 100 милліоновъ руб.; и если предположить, что при прямомъ ввозѣ чрезъ Суэзскій каналъ товары эти обойдутся только на 10% дешевле, чѣмъ при ввозѣ черезъ Англію или Германію (считая въ эти 10% разницу во фрахтѣ, комиссіи, расходахъ и пошлинахъ), то и тогда мы получимъ сбереженія для Россіи около 10 милліоновъ руб., а это сбереженіе въ торговомъ балансѣ подняло бы курсы на 5—6%. Сверхъ того удешевленіе сырья дастъ больше развитія русской фабричной промышленности, доставитъ возможность выписывать меньше заграничныхъ фабрикатовъ, и такимъ образомъ русскій торговый балансъ сбережетъ еще нѣсколько милліоновъ рублей.

При этомъ поднимется такой важный для Россіи городъ, какъ Одесса, съ нимъ возрастетъ и благосостояніе его района, а это весьма интересно и важно для Москвы и ея фабричнаго производства. Необходимо, при этомъ случаѣ, напомнить Москвѣ, что она первая


— 12 —

должна подать руку помощи Одессѣ и ея району, и, какъ главная въ Россіи покупательница и потребительница индо-китайскихъ товаровъ, должна покупать эти товары, въ общихъ интересахъ Россіи, у своихъ кліентовъ, то есть на югѣ Россіи, а не у своихъ конкурентовъ Англіи и Германіи. До сихъ поръ Москва обогащаетъ этихъ конкурентовъ Россіи, а главный ея кліентъ и потребитель, югъ Россіи, бѣднѣетъ. Это ненормально — для Москвы же будетъ невыгодно, когда дѣло дойдетъ до того, что ей некому будетъ продавать своихъ фабрикатовъ, и ради обоюдной пользы необходимо распредѣлить выгоды мануфактуръ и торговли: пусть Москва пользуется отъ мануфактурной промышленности, но за то пусть она поручитъ югу покупать хоть часть товаровъ въ сыромъ видѣ, которые онъ потомъ самъ приметъ въ обработанномъ, и тогда, когда у Москвы окажутся денежные и состоятельные покупатели, ей не придется переживать такихъ кризисовъ, какъ теперь.

Въ одной изъ своихъ статей я уже высказалъ, какія мѣры могутъ по моему мнѣнію привлечь въ Одессу индо-китайскую торговлю. Главною, безъ сомнѣнія, слѣдуетъ считать скидку и, пожалуй, довольно значительную скидку на товары, которые приходятъ въ русскіе порты прямо изъ Индіи или Китая безъ перегрузки. Этотъ вопросъ заслуживаетъ самаго серьезнаго вниманія при ближайшемъ пересмотрѣ нашего таможеннаго тарифа; но было бы еще лучше, если бы одесскій комитетъ торговли и мануфактуръ теперь же представилъ хорошо разработанное ходатайство въ этомъ смыслѣ г. министру финансовъ. Учрежденіе въ Одессѣ доковъ и аукціоновъ послужитъ къ тому, чтобы локализировать эту торговлю въ Одессѣ. Есть еще одинъ дѣятель, который въ этомъ отношеніи можетъ сдѣлать


— 13 —

почти столько же, сколько правительство, — это русское общество пароход., торг. и одесской желѣзной дороги.

Р. О. П. и Т., было учреждено съ цѣлью содѣйствовать южно-русской торговлѣ, развить сношенія между портами Чернаго и Азовскаго морей, и доставить русскому флоту хоть какую-нибудь долю въ громадномъ торговомъ движеніи южно-русской и левантійской торговли, которая такъ усердно эксплуатировалась иностранными флагами. Даже у тѣхъ націй, у которыхъ судоходство въ высшей степени развито, подобныя предпріятія требуютъ значительныхъ субсидій. Тѣмъ болѣе требовалась правительственная поддержка Р. О. П. и Т., которое при началѣ должно было создать и организовать все, отъ самаго парохода до его экипажа, а затѣмъ приходилось ему конкурировать съ утвердившимися англійскими, французскими, австрійскими и другими линіями. Пришлось давать субсидіи не только на заграничные, но и на внутренніе рейсы, потому что южно-русскіе порты — не то, что, напримѣръ, Волга. Тамъ, на Волгѣ, на Камѣ десятокъ хлѣбородныхъ губерній нашелъ себѣ дешевый рѣчной путь, на которомъ, волею-неволею, вся громадная ихъ производительность должна быть направлена въ С.-Петербургъ. Вотъ почему тамъ возникло такое значительное пароходство, безъ всякой субсидіи. Здѣсь же, на югѣ Россіи, каждый портъ непосредственно отправляетъ за границу всю производительность своего района и, для того, чтобы поддержать между ними связи посредствомъ правильнаго срочнаго пароходства, опять таки, нужна субсидія. При всей однако поддержкѣ со стороны правительства дѣло на первыхъ порахъ пошло дурно, и только въ началѣ шестидесятыхъ годовъ оно начало поправляться и сдѣлалось самымъ блестящимъ акціонернымъ предпріятіемъ въ Россіи.


— 14 —

При этомъ не можемъ не выразить сожалѣнія, что при опредѣленіи субсидій была упущена изъ виду индо-китайская торговля. Если на эту линію не будетъ назначено никакой субсидіи, то это составитъ главную причину, почему сношенія Россіи съ дальнимъ Востокомъ будутъ туго развиваться. Между тѣмъ сношенія эти для финансоваго положенія Россіи и для ея торговли составляютъ вопросъ если не о жизни или смерти, то во всякомъ случаѣ о богатствѣ или бѣдности, а потому необходимо принять мѣры, чтобы вызвать возможное оживленіе и расширеніе этихъ сношеній. Россія должна протянуть руку, чтобъ достать индо-китайскую торговлю: рукою этою должно быть Р. О. П. Т., и Од. Ж. Д., но такъ какъ при этомъ необходимо дѣйствовать энергично, то рука эта должна быть сильна, т. е. Р. О. П. Т., и О. Ж. Д. должно быть поставлено на ряду съ пароходными обществами другихъ націй, которыя содержатъ индо-китайскія сообщенія.

Само собою разумѣется, что для этого необходима значительная субсидія, принимая во вниманіе, что русское мореходство такъ мало развито, а кораблестроенія вовсе не существуетъ. Одесса, которая должна быть піонеромъ въ дѣлѣ привлеченія къ Россіи непосредственной торговли съ Индіею и Китаемъ, должна бы взять на себя починъ въ этомъ дѣлѣ и ходатайствовать передъ правительствомъ, чтобы оно вошло въ соглашеніе съ Р. О. П. Т. и О. Ж. Д., на счетъ открытія срочныхъ рейсовъ съ Индіей и Китаемъ, опредѣливъ обществу субсидію за эту линію въ такомъ размѣрѣ, въ какомъ, напримѣръ, таковая выдается французскимъ правительствомъ обществу Messagerie Maritimes за тѣ же рейсы. Нельзя много надѣяться на субсидію въ видѣ возврата суэзской пошлины; она слишкомъ незначительна, и изъ-за нея никто не станетъ покупать или строить


— 15 —

дорого стоющіе восточно-океанскіе пароходы. Еслибъ Россія затратила на это дѣло по полумилліону руб. въ годъ, то во первыхъ она за эти деньги купила бы индо-китайскую торговлю, а во вторыхъ, это нельзя было бы даже считать затратою, потому что въ улучшеніи курсовъ она найдетъ эту сумму въ три или даже четыре раза. При срочныхъ рейсахъ Р. О. П. и Т., по необходимости должно будетъ значительно понизить фрахты и если къ этому присоединить скидку съ пошлины, то можно навѣрное сказать, что чрезъ нѣсколько лѣтъ вся торговля Россіи съ Индіею и Китаемъ сосредоточится въ Одессѣ. Не слѣдуетъ также упускать изъ виду, что если Одесса найдетъ удобнымъ ходатайствовать передъ правительствомъ въ пользу привлеченія индо-китайской торговли, то слѣдуетъ вмѣстѣ съ тѣмъ и просить, чтобы Р. О. П. и Т., завело на первое время аукціоны производствамъ этихъ странъ. Такіе аукціоны создали бы для Одессы столь желанное значеніе складочнаго пункта колоніальныхъ товаровъ, о которомъ нынѣ такъ много говорятъ, и для котораго пока ничего не дѣлаютъ. Думаемъ, что разработка ближайшихъ мѣръ къ практическому осуществленію аукціоновъ въ Одессѣ должна лежать на одесскомъ комитетѣ торговли и мануфактуръ. Теперь именно наступила пора серьезно приняться за дѣло, которое несомнѣнно возвыситъ значеніе Одессы, въ общихъ интересахъ всей Россіи и южнаго края.

А. Рудичъ.

15 Марта 1876 года.

Ростовъ н/Д.

Дозволено цензурою. — Одесса, 26-го іюня 1876 года.


Комментарии приветствуются webmaster@personalhistory.ru.
© 2022 Борис Алексеев. Использование, иное, чем для персональных образовательных целей, требует согласования.
Последнее изменение 07.03.2022 22:34:55